Содержание
От составителя
Пояснения к каталогу
Список сокращений
Участники выставки
 
 

Т.М. Кольцова

   Т.М. Кольцова

   Иконы Соловецкого монастыря
   Описания предметов:    1    2    3    4

Увеличить изображение

АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ, ИОАНН БОГОСЛОВ, КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ, ПРОРОК ИЛИЯ
Последняя треть ХVII в.
Русский Север. Поморье.
Происходит из Соловецкого монастыря. В 1920 - 1930-е гг. хранилась в музее СОК, затем в ГИМе, откуда в 1976 г. передана в СГИАПМЗ.
СГИАПМЗ. КП 1755.
Доска цельная, с одной левосторонней шпонкой. Левкас, темпера, золотой ассист. Серебро. Тиснение, золочение (басма). 32,2 х 26,5.
Святые представлены в рост, попарно, в развороте к центру. Вверху, в центре, на облаке, - Христос Эммануил". Пророк Илия со свитком: "СЕ БГЪ НАШ / А НЕ ПРИЛО/ ЖИТСЯ / И НЕ К НЕМ/У: ИЗООБ/РЕТЪВ / ЯКЪ ПУ/ТЬ ХУДО/ЖЕСТ…". На обороте доски - многочисленные надписи: "Г. 11. 11.30; Р: 86; ГИМ 80408"; бумажные наклейки: "Ризница Соловецкого монастыря № 210. По описи Главмузея 27/VIII-1923 года; Музей Соловецкого общества краеведения. Историко-археол. Отд. № 334; Соловецкий музей. Инв. 782 Сектор ист-худ.".
Источники:
Померанцев Н.Н., Силин Е.И. Описи и акты по приемке историко-художественных предметов Соловецкого монастыря комиссией отдела музеев Н.К.П. 11 августа 1923 года. (Архив СГИАПМЗ. Д. 11-23-71. Т. 1. Л. 60).
Реставратор В.А. Шапошник (Соловки, СГИАПМЗ, 1979).
Примечание: Номера ГИМ, указанные в акте передачи в СГИАПМЗ, - ГИМ 80408/17; ИVIII 1935; Сол. 782".

Увеличить изображение Увеличить изображение

ДЕИСУСНЫЙ ЧИН
Конец ХVII в.
БОГОМАТЕРЬ. СГИАПМЗ. КП 50. 31,5 х 27,4.
ИОАНН ПРЕДТЕЧА. СГИАПМЗ. КП 49. 32 х 27,7.
Происходят из ризницы Соловецкого монастыря. В 1923 г. поступили в ММК, откуда в 1967 г. переданы в СГИАПМЗ.
Доски цельные, с двумя встречными врезными шпонками. Левкас, темпера. Серебро. Тиснение, золочение (басма). Хлопчатобумажная рубашка.
Деисус оплечный. Оклад на фоне и полях, а также венцы из серебряной позолоченной басмы с ромбовидным и растительным рисунком. Около нимбов - по две металлические накладки с надписями. На обороте - бумажные наклейки и надписи: на иконе "Богоматерь" - "Г. 37/ 975; Доп: 65.56; Главмузей. Ризница Соловецкого монастыря" № 66/ 1351-75; Пор. № 2552; Охр. 2889 соб; Оп. 394 сол."; на иконе "Иоанн Предтеча" - "Г. 38 / 976$ Доп: 66.57; Охр. 2890 соб; Оп. 395 сол".
Источники:
Померанцев Н.Н., Силин Е.И. Описи и акты по приемке историко-художественных предметов Соловецкого монастыря комиссией отдела музеев Н.К.П. 11 августа 1923 года. (Архив СГИАПМЗ. Д. 11-23-71. Т. 1. Л. 53).
Примечания: Инвентарный номер ММК иконы "Богоматерь" - 394 соб., иконы "Иоанн Предтеча" - 395 соб. Центральная икона этого деисуса, "Вседержитель", хранится в собрании ММК, 393 соб.

Увеличить изображение Увеличить изображение

ДЕИСУСНЫЙ ЧИН
Конец ХVII в.
Москва. Оружейная палата.
ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ. АОКМ. КП 7713. 45 х 36,5.
БОГОМАТЕРЬ. АОКМ. КП 7784. 45 х 37.
Из Благовещенской церкви Соловецкого монастыря. В 1923 г. вывезены из Соловков и переданы в Северный краевой музей.
Доски цельные, с двойным ковчегом, с двумя встречными шпонками. Серебро. Тиснение, золочение (басма), гравировка, золочение (пластины на фоне, венцы). Камни. Хлопчатобумажная рубашка.
Деисус поясной. Одежды обильно прописаны золотым ассистом. Поля закрыты серебряным басменным окладом. Венцы крупные, гравированы растительным орнаментом, позолочены. Серебряные пластины, гравированные волютами, закрывают фон. Венцы просечные, гравированы растительным орнаментом, украшены камнями. На обороте иконы "Вседержитель" - бумажные наклейки: "Благовещенская церковью № 92; Северный краевой музей 112. 2, 622 гр; Северный област. Музей № 414 70". На обороте иконы "Богоматерь" - бумажные наклейки: "Соловки. Благовещенская церковь. № 90; № 419. Вес 2 кг 636 гр 80; Северный краевой музей 113; Северный област. Музей ХI и.о. № 419".
Реставратор С.Б. Субочев (Архангельск, АФ ВХНРЦ, 2004 - 2005).
Примечание: В собрании АОКМ хранится третья икона поясного деисуса - "Иоанн Предтеча" (100 ТЖ). Она сохранилась с большими утратами.

ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ
Конец ХVII в.
Москва. Школа Оружейной палаты.
Из Троицкого собора Соловецкого монастыря. Поступила в Северный краевой музей в 1923 г.
АОКМ. КП 7691.
Доска цельная, без шпонок, с ковчегом. Левкас, темпера. Серебро. Чеканка, скань (оклад). 29,8 х 24.
Вседержитель изображен по пояс, одет в зеленый хитон и бордовый мафорий. Правая рука - в благословляющем именословном жесте. В левой руке - раскрытая книга с текстом: "ПРИДЕТЕ КО МНЕ…". Одежды Христа покрыты тонким золотым ассистом. Икона под серебряным окладом. На полях и по углам на окладе - сканые накладки с мелким растительным узором. Контуры по лузге и опуши обведены узкой полоской из сканого жгутика. Рельефные надписи на окладе: "IИС ХС", "ГДЬ ВСЕ//ДЕРЖИТЕЛЬ". На обороте - надпись красной краской: "12", а также наклейки: "Северный област. Музей ХI и.о. № 354 45; Северный краевой музей № 282(?); ГЦХРМ. Отд. Темп. 1410; № 384 1кг 379 г № 46 45".
Реставратор Ш.С. Давлетшина (Москва, ВХНРЦ, 1977).
Примечание: Икона является центральной частью трехстворчатого складня. На боковых торцах сохранились пазы от креплений боковых створ.

Увеличить изображение

БЛАГОВЕЩЕНИЕ
Конец ХVII - начало ХVIII вв.
Русский Север. Поморье.
Происходит из ризницы Соловецкого монастыря. В 1920 - 1930-е гг. хранилась в музее СОК, затем в ГИМ, откуда в 1976 г. поступила в СГИАПМЗ.
СГИАПМЗ. КП 1762.
Доска цельная, с торцовыми шпонками. Двойной ковчег. Серебро. Тиснение (басма). Хлопчатобумажная рубашка. 32 х 27,2.
Композиция на фоне архитектурных построек. Отличительной иконографической особенностью является изображение младенца Христа на груди Богоматери. Вверху в центре, в круглом клейме, благословляющий Христос. Поля декорированы серебряной басмой с узором растительного характера. На обороте - надписи: "Г. 24 Н. 1041; Д. 9.6."; номера ГИМ: "ГИМ 80408; И.VIII 1948"; бумажные наклейки: "Музей Соловецкого общества краеведения. Историко-археол. отдел № 784 (?); Соловецкий музей. Инв. 613 Сектор ист-худ".
Примечание: Номера ГИМ, указанные в акте передачи в СГИАПМЗ, - ГИМ 80408/12, ИVII 1948, Сол.613.

Увеличить изображение

ПЛОДЫ СТРАДАНИЙ ХРИСТОВЫХ
1689 г.
Соловецкий монастырь.
Из Георгиевской часовни д. Кирилова Каргопольского района Архангельской области. Вывезена в 1965 г. экспедицией АОМИИ и АОКМ.
АОМИИ. 334-држ.
Доска из четырех частей, с ковчегом. Две врезные сквозные шпонки и девять креплений типа "ласточкин хвост". Левкас, темпера. 132 х 103.
Сложная многофигурная композиция, отдельные сцены которой сопровождаются пояснительными надписями в виршах, а в правом нижнем углу - датирующая надпись в пять строк: "ИЗОБРАЗИСЯ ВО СВЯТОЙ ЧЮ/ДОТВОРНОЙ ЛАВРЕ СОЛОВЕ/ЦКАГО МОНАСТЫРЯ ПРИ АРХИМА/НДРИТЕ ФИРСЕ В ЛЕТО/ 7198 МЕСЯЦА НОЕВРИА"
Реставратор А. А. Рыбаков (Вологодский участок Межобластной СНРПМ объединения "Росреставрация", 1974).
Литература:
Кольцова Т.М. Икона "Плоды страданий Христовых" 1689 года из собрания Архангельского областного музея изобразительных искусств // Чтения по исследованию и реставрации памятников художественной культуры Северной Руси, посвященные памяти художника-реставратора Николая Васильевича Перцева: Сб. ст. Архангельск, 1992. С. 103 - 115;
Подписные и датированные иконы в собрании Архангельского областного музея изобразительных искусств: Каталог / Сост. О. Н. Вешнякова и Т. М. Кольцова. Архангельск, 1993. Кат. 8;
Соловецкий православный церковный календарь. 1998. М.: Издание Соловецкой обители, 1997. 2-я стр. обл.;
Северные письма. Собрание Архангельского музея изобразительных искусств: Каталог / Сост. О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова. Архангельск, 1999. С. 82.

Увеличить изображение

ЕЛЕАЗАР АНЗЕРСКИЙ
Первая половина ХVIII в.
Вологда.
Из Троицкого скита о. Анзер Соловецкого монастыря. В 1923 г. поступила в историко-археологический отдел музея СОК. В 1939 г. передана в ГИМ и "Коломенское", откуда передана в СГИАПМЗ в 1976 г.
СГИАПМЗ. Ж-36.
Доска из трех частей, без ковчега, без шпонок. Паволока, левкас, темпера, золотой ассист. 51,5 х 41,5.
Святой представлен в рост, в развороте влево. Руки сложены в молитвенном жесте и обращены к Христу, изображенному в левом верхнем углу на облаках. Слева от святого Елеазара - белый трехглавый храм с позакомарным перекрытием. Слева, у ног святого, - прямоугольное клеймо "Преставление преподобного Елеазара Анзерского чудотворца". На обороте - надписи: "Соловецкий мон. Троицкий скит на Анзере", номера "Коломенского": К 2678, Ж 1022 и бумажные наклейки СОК.
Реставратор В.А. Шапошник (Соловки, СГИАПМЗ, 1981).
Литература: Никольский В.П. Иконографическое собрание Соловецкого музея-заповедника. Материалы СОАОК. Вып. I. С. 65.
Примечание: Преподобный Елеазар Анзерский - монах Соловецкого монастыря, живший в ХVII в. Святому покровительствовал царь Алексей Михайлович. Особую известность он приобрел после рождения у царя долгожданного сына-наследника, которого, по преданию, Елеазар вымолил у Бога. В 1615 г. преподобный Елеазар решает "имети житие пустынное" на острове Анзер, входящем в группу островов Соловецкого архипелага и расположенном в четырех километрах от Большого Соловецкого острова. И к 1616 г., по благословению игумена Соловецкого монастыря Иринарха, им был основан скит, получивший название Свято-Троицкого. Патриарх Филарет дал Соловецкому монастырю грамоту на строительство в скиту храма Святой Троицы, а царь Алексей Михайлович пожертвовал для него утварь. По царскому указу предписано было иметь на острове Анзер двенадцать человек братии и быть "в послушании" у Соловецкого монастыря. Среди насельников скита и учеников преподробного Елеазара был и будущий патриарх Никон, проживший на Анзере три года. Почитание святого Елеазара Анзерского получило наибольшее распространение в Северном Поморье, преимущественно в Соловецком монастыре. Память преподобного Елеазара Анзерского, Соловецкого чудотворца, отмечается 13(26) января.

Увеличить изображение

НИЛ СТОЛБЕНСКИЙ, С МОНАСТЫРЕМ
Середина ХVIII в.
Из Соловецкого монастыря. В 1920 - 1930-е гг. хранилась в музее СОК, затем - в ГИМе и в "Коломенском", откуда в 1976 г. передана в СГИАПМЗ.
СГИАПМЗ. Ж-35.
Доска цельная, без ковчега, с двумя торцовыми шпонками. Левкас, смешанная техника (темпера, масло). 30,5 х 24,8.
Преподобный Нил Столбенский представлен в рост, в развороте влево. Слева - постройки монастыря: белокаменный трехглавый собор, одноглавая надвратная церковь и палаты. В левом верхнем углу, на облаках, - Иисус Христос. От него исходит розовое сияние, направленное к фигуре Нила. На обороте иконы - старые номера "Коломенского": К2687; Ж 75; 152". Внизу справа - остатки надписи: "Писал ( )а( )р( )С( )д( )ов".
Реставраторы М. Гра (Москва, "Коломенское", 1965), В.А. Шапошник (Соловки, СГИАПМЗ, 1980).
Литература: Никольский В.П. Иконографическое собрание Соловецкого музея. Материалы СОАОК. Вып. 1. С. 65.
Примечание: Аналогичная по рисунку и иконографии икона хранилась в дореволюционном собрании Санкт-Петербургской духовной академии. См. о ней: Покровский Н.В. Церковно-археологический музей СПб Духовной академии. СПб, 1909.

МУЧЕНИК ХАРАЛАМПИЙ
Около 1740 г.
Москва.
Из Троицкого собора Соловецкого монастыря. В 1923 году вывезена из Соловков по списку Главмузея и передана в Северный краевой музей.
АОКМ. КП 7711.
Доска из двух частей, с торцовыми шпонками. Левкас, темпера. Серебро. Чеканка, гравировка, золочение (оклад). 35 х 29.
Святой представлен в рост, в развороте влево, в молении Христу, изображенному в левом верхнем углу. Левая рука святого Харалампия поднята в молитвенном жесте, в правой руке - книга. Оклад цельный. В нижней части чеканены архитектурные постройки, слева - овальный картуш с текстом: "ПОДБСТВОВЛ О БЛ/АГОДАТI СЩИСТВАСЛ/А ВНЕ ЦРКОВ СВЕТЛОУ / КРАСIЯ ЕСI БЖСТВЕНЫМI / ТИ СТРАДАНI ПРЕТЕРПЕЛ / ЕСИ РАДУЯСЯ ХАРЛАМПIЕ / ЧЕСТНЫ СВЕТIЛНИЧЕ ВСЕ / МIРНЫ ОСIЯСШI ЗЕМНЫЯ / КОЦЫ ЯКО ИСПО/БЕДIМЪ". Слева от картуша гравировано: "32 зол". На левом торце клеймо с двуглавым орлом и буквами СМ, а также годовое клеймо мастера: "1740 / С.В". На обороте - надпись красной краской: "Г. 146.", а также бумажные наклейки: "Главмузей. Соловки. Троицк. Собор. № 24 (655); № 167; 97 вес 1, 874 г.; Северный краевой музей 43; Северный област. Музей ХI и.о. № 518 68 67".
Реставратор И.Н. Тяпкина (Архангельск, АФ ВХНРЦ, 2005 - 2006).
Примечание: Двуглавый орел и клеймо СМ соответствуют клейму г. Москвы и мастеру Сергею Михееву, сыну Яковлеву (Костина И. Московские серебряники ХVIII в. // Мир музея. 2000. № 3. С. 54.

Увеличить изображение

УСПЕНИЕ
Вторая половина ХVIII в.
Санкт-Петербург.
Из Троицкого собора Соловецкого монастыря. В 1923 г. икона передана в Северный краевой музей.
АОКМ. КП 7821.
Дерево, левкас, темпера, позолота. Серебро. Чеканка, золочение, гравировка (оклад). 35,5 х 29.
Композиция "Успение Богоматери" развернута на фоне арки с барочным навершием и подробного архитектурного пейзажа. Вокруг ложа Богоматери изображены апостолы, ангелы, херувимы, жены и девы. В правой части иконы - композиция "Благовещение". В левом верхнем углу - "Чудо об Афонии". Одежды святых покрыты тонким золотым ассистом. Серебряный оклад цельный, закрывает только поля иконы. На верхнем поле - маленькая композиция "Коронование Богоматери", с просечными отверстиями для ликов. На нижнем торце оклада - надпись: "1 ф. 12 зол", городовое клеймо Санкт-Петербурга, клейма: "И Q", "Р К" (?). На обороте надпись: "Г 103". Бумажные наклейки: "Главмузей Троицкий собор № 38 (741); № 173. 188; Северный област. Музей ХI и.о. № 534". Надпись: "Г.О. 95 180".
Реставратор Л.А. Миронова (Москва, ВХНРЦ, 2005).
Примечание: Клеймо "И Q" принадлежало Санкт-Петербургскому пробирному мастеру Ивану Фролову, который работал в 1738 - 1779 гг. (Постникова-Лосева М.М. Золотое и серебряное дело ХV - ХХ вв. М., 1983. С. 178).

Увеличить изображение

МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ
1772 г.
Поморье, с. Сумский посад.
Иконописец Василий Иванов Чалков (1723 - после 1791 г.).
Из Воскресенской церкви на о. Анзер Соловецкого монастыря. С 1920-х до 1966 г. хранилась в собрании ММК, передана в СГИАПМЗ в 1967 г.
СГИАПМЗ. Ж-33.
Доска цельная, без ковчега, с одной односторонней шпонкой. Левкас, смешанная техника (темпера, масло). 16,6 х 19,6.
Мария Египетская изображена в рост, в развороте вправо, в молении Христу, написанному на облаах, в правом верхнем углу. Основную часть иконы занимает пейзаж с мощными стволами деревьев и лиственными кронами. Надпись белилами в нижней части иконы: "ПИСАЛЪ СОЛОВЕЦКОЙ САЛДАТЪ ВАСИЛЕЙ ЧАЛКОВЪ 1772 ГОД". На обороте доски - надпись розовой краской: "Р:6… Голг:", а также бумажные наклейки: "Главмузей Соловки Анзеры Воскрес. Цер. № 14; Реэст Голгоф № 63".
Реставратор Е.И. Мольская (Москва, ВХНРЦ, 1982).
Примечания:
Инвентарный номер ММК - 5419 Соб.
В.И. Чалков родился в семье потомственных иконописцев в Поморье, в Сумском посаде, в вотчинных землях Соловецкого монастыря. С 1745 г. воинскую службу в Соловецком монастыре. Обучался грамоте и рисунку в монастырской школе на Соловках, иконописному делу - в Великом Устюге у местного мастера Степана Соколова. Сохранился ряд икон, подписанных В. И. Чалковым: "Воскресение Христово, с двунадесятыми праздниками", 176О г. (Коломенское. Ж-610); "Мария Египетская", 1772 г. (СГИАПМЗ. КП. 59); "Троица", 1772 г. (СГИАПМЗ. КП. 58); "Марк Фряческий" (СГИАПМЗ. КП. 54); "Иоанн Предтеча" (СГИАПМЗ. КП. 57); "Павел Фивейский" (СГИАПМЗ. КП. 56); "Воскресение - Сошествие во ад", 1781 г. (Коломенское. Ж-1037).
Литература:
Подписные и датированные иконы в собрании Архангельского областного музея изобразительных искусств: Каталог / Сост. О. Н. Вешнякова и Т. М. Кольцова. Архангельск, 1993. Кат. 22;
Кольцова Т. М. Поморские иконописцы Чалковы // Народная культура Русского Севера: Сб. ст. / Сост. Т. М. Кольцова. Архангельск, 1997. С. 189;
Кольцова Т. М. Северные иконописцы: Опыт биобиблиографического словаря. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1998. С. 128;
Северные письма. Собрание Архангельского музея изобразительных искусств: Каталог / Сост. О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова. - Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1999. С. 117.

Увеличить изображение

ТРОИЦА
1772 г.
Поморье, с. Сумский посад.
Иконописец Василий Иванов Чалков (1723 - после 1791 г.).
Из Воскресенской церкви на о. Анзер Соловецкого монастыря. С 1920-х до 1966 г. хранилась в собрании ММК, передана в СГИАПМЗ в 1967 г.
СГИАПМЗ. Ж-32.
Доска цельная, без ковчега, с одной односторонней шпонкой. Левкас, смешанная техника (темпера, масло). 17 х 19,4.
Значительную часть композиции занимает Мамврийский дуб, под кроной которого, слева от ствола, за круглым столом, изображены три ангела, беседующие с Авраамом и Сарой. Слева - постройка с шатровым завершением. Надпись: "ПИСАЛЪ СОЛОВЕЦКОЙ САЛДАТЪ ВАСИЛЕЙ ЧАЛКОВЪ 1772 ГО". На обороте доски - надпись розовой краской: "Р:10. Гол:", а также бумажные наклейки: "Главмузей Соловки Анзеры Воскр. Церков. № 13; Реэст Голгоф № 10".
Реставраторы Е.И. Мольская (Москва, ВХНРЦ, 1982), В.А. Шапошник (Соловки, СГИАПМЗ, 1998).
Примечание: Инвентарный номер ММК - 5418 соб.

Увеличить изображение

МАРК ФРАКИЙСКИЙ
1770-е гг.
Поморье, с. Сумский посад.
Иконописец Василий Иванов Чалков (1723 - после 1791 г.).
Из Воскресенской церкви на о. Анзер Соловецкого монастыря. С 1920-х до 1966 г. хранилась в собрании ММК, передана в СГИАПМЗ в 1967 г.
СГИАПМЗ. Ж-29.
Доска цельная, без ковчега, с одной односторонней шпонкой. Левкас, смешанная техника (темпера, масло). 16,7 х 19,7.
Святой изображен в пещере, коленопреклоненным, в молении Распятию. В руках держит четки. Слева - изображение черепа. Надпись: "ПИСАЛЪ ВАСИЛЕЙ ЧАЛКОВЪ". На обороте доски - надпись розовой краской: "Р:61. Гол:", а также бумажные наклейки: "Главмузей Соловки Анзеры Воскр. Церков. № 16; Реэст Голгоф № 61".
Реставраторы Е.И. Мольская (Москва, ВХНРЦ, 1982), В.А. Шапошник (СГИАПМЗ, 1998).
Примечание: На иконе - надпись: "Марк Фраческий". Инвентарный номер ММК - 5412/соб.

Увеличить изображение

ИОАНН ПРЕДТЕЧА
1770-е гг.
Поморье, с. Сумский посад.
Иконописец Василий Иванов Чалков (1723 - после 1791 г.).
Из Воскресенской церкви на о. Анзер Соловецкого монастыря. С 1920-х до 1966 г. хранилась в собрании ММК, передана в СГИАПМЗ в 1967 г.
СГИАПМЗ. Ж-31.
Доска цельная, без ковчега, с одной односторонней шпонкой. Левкас, смешанная техника (темпера, масло). 16,6 х 19,8.
Иоанн Предтеча изображен восседающим под деревом. В правой руке держит посох в форме креста, перевитый алой лентой. Рядом с ним - животное. Надпись: "ПИСАЛЪ ВАСИЛЕЙ ЧАЛКОВЪ". На обороте доски - надпись розовой краской: "Р:45 Гол", а также бумажные наклейки: "Главмузей Соловки Воскр. Церк Анзеры № 17; Реэст Голгоф № 45".
Реставратор Е.И. Мольская (Москва, ВХНРЦ, 1982).
Примечание: Инвентарный номер ММК - 5417 соб.

Увеличить изображение

ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ
1770-е гг.
Поморье, с. Сумский посад.
Иконописец Василий Иванов Чалков (1723 - после 1791 г.).
Из Воскресенской церкви на о. Анзер Соловецкого монастыря. С 1920-х до 1966 г. хранилась в собрании ММК, передана в СГИАПМЗ в 1967 г.
СГИАПМЗ. Ж-30.
Доска цельная, без ковчега, с одной односторонней шпонкой. Левкас, смешанная техника (темпера, масло). 16,8 х 19,8.
Святой представлен сидящим под деревьями, в развороте вправо. Левой поднятой рукой принимает хлеб от птицы. Надпись в правом нижнем углу: "ПИСАЛЪ ВАСИЛЕЙ ЧАЛКОВЪ". На обороте доски - надпись розовой краской: "Р:62. Голг", а также бумажные наклейки: "Главмузей Соловки Анзеры Воскр. Церк. № 15; Реэст Голгоф № 62".
Реставратор В.А. Шапошник (Соловки, СГИАПМЗ).
Примечание: Номер ММК - 5416 соб.

Увеличить изображение

ПРОРОК ИЛИЯ
1770 г.
Поморье, с. Сумский посад.
Иконописец Василий Иванов Чалков (1723 - после 1791 г.).
Происходит из Троицкого скита на о. Анзер. С 1923 г. хранилась в ММК, откуда поступила в 1967 г. в СГИАПМЗ.
СГИАПМЗ. КП 53.
Доска цельная, без ковчега, с торцовыми шполнками. Левкас, смешанная техника (темпера, масло). 31, 3 х 26, 7.
Святой изображен сидящим под массивным деревом. Одет в синий хитон и алый плащ. Поднятой левой рукой принимает хлеб от птицы. Справа от дерева - животное, похожее на оленя. На обороте - частично утраченная надпись, выполненная карандашом: "ПИСАЛ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ ( )Т ВАСИЛИЙ ЧАЛКОВ АYО ГОДУ". На обороте - бумажные наклейки и надписи: "Реэстр Троица № 109; Анз: Р: 109; Главмузей. Соловки. Анзеры. Троиц. скит № 28.691; инвентарные номера ММК - Пор. № 2327; 5405/соб.
Реставратор В.А. Шапошник (Соловки, СГИАПМЗ, 1987).

Увеличить изображение

ФИЛАРЕТ МИЛОСТИВЫЙ
1783 г.
Поморье, с. Сумский посад.
Иконописец Василий Иванов Чалков (1723 - после 1791 г.).
Поступила в 1961 г. из АОКМ.
АОМИИ. 134-држ.
Доска цельная, без ковчега, с двумя врезными шпонками (верхняя утрачена). Левкас, темпера. 32,5 х 26,9.
Святой Ираф изображен на фоне архитектурного пейзажа. В нижней части композиции - чудо о святом Ирафе, который отдает "убогому" последнюю корову. Вверху, в облаках, - благословляющий Христос. По периметру иконы идет барочный орнаментальный бордюр. В правом нижнем углу - надпись: "ПИСАЛЪ СОЛОВЕЦКОЙ САЛДАТ ВАСИЛЕЙ ИВАНОВ СЫН ЧАЛКОВЪ 1783 ГОДА".
Раскрыта в ЛХУ им. Н. К. Рериха в 1997 г. Руководитель И. В. Ярыгина.

Увеличить изображение

ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ
1791 г.
Поморье, с. Сумский посад.
Иконописец Василий Иванов Чалков (1723 - после 1791 г.).
Поступила в 1961 г. из АОКМ.
АОМИИ. 68-држ.
Доска цельная, без ковчега и без шпонок, скреплена на торцах новыми металлическими скобками. Паволока, левкас, темпера. 30 х 25.
Многофигурная композиция обрамлена барочным орнаментальным бордюром. В правом нижнем углу - надпись: "СОЛОВЕЦКОЙ ПИСАЛЪ САЛДАТ ВАСИЛЕЙ ЧАЛКОВЪ. 1791 ГОД".
Реставратор М. В. Мичри (Ленинград, реставрационное отделение ЛХУ им. В. А. Серова, 1986).
Литература: Возрожденные древности Севера: Буклет-каталог выставки (сост. О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова). Архангельск, 1988. Кат. 32; Ikoner fra Nord Russland (Иконы Северной России: Каталог выставки). Тромсе, 1995. (На норвежском языке). С. 96; Скопин В. В. Иконописцы на Соловках в ХVI - середине ХVIII в. // Древнерусское искусство: Сб. ст. М., 1989. С. 285 - 309; Подписные и датированные иконы в собрании Архангельского областного музея изобразительных искусств: Каталог / Сост. О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова. Кат. 24; Кольцова Т. М. Поморские иконописцы Чалковы // Народная культура Русского Севера: Сб. ст. / Сост. Т. М. Кольцова. Архангельск, 1997. С. 189, 192; Кольцова Т. М. Северные иконописцы: Опыт биобиблиографического словаря. Архангельск, 1998. С. 125, 128; Северные письма. Собрание Архангельского музея изобразительных искусств: Каталог / Сост. О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова. - Архангельск, 1999. С. 118.
Примечание: Данная икона является последним по времени известным подписным произведением В. И. Чалкова.

Увеличить изображение

ВОСКРЕСЕНИЕ - СОШЕСТВИЕ ВО АД
Первая половина ХIХ в.
Владимирская губ., с. Палех.
Из церкви святого Филиппа, митрополита Московского (1798 - 1799 гг.) в Соловецком монастыре. Поступила в 1961 г. из АОКМ.
АОМИИ. 112-држ.
Доска цельная, с двойным ковчегом и одной врезной односторонней шпонкой. Левкас, темпера, масло, позолота. 30,5 х 25.
Сложная многофигурная композиция, включающая сцены "Воскресение", "Сошествие во ад", "Жены-мироносицы у гроба Господня", "Ангел Господен и разбойник Рах у врат рая", "Спасение апостола Петра".
Реставратор И. Князев (Москва, ВХНРЦ, 1989 - 1990).
Примечание: В книге поступлений 1929 г. Северного краевого музея И. М. Сибирцевым икона атрибутирована: "Работа палеховск. кустарей".


<    1    2    3    4   

© Государственное музейное
объединение «Художественная
культура Русского Севера», 2006
© Музеи участники выставки, 2006
© Издательство Сканрус, 2006
© Авторы статей
и каталожных описаний, 2006

 

НАСЛЕДИЕ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ В МУЗЕЯХ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ:     
Каталог / Сост. Т.М. Кольцова