Содержание
От составителя
Пояснения к каталогу
Список сокращений
Участники выставки
 
 

Т.М. Кольцова

   Т.М. Кольцова

   Иконы Соловецкого монастыря
   Описания предметов:    1    2    3    4

Увеличить изображение Увеличить изображение

СТВОРА СКЛАДНЯ: ОБИТЕЛЬ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ, ГОЛГОФСКИЙ КРЕСТ
Вторая половина ХVI в.
Поступила в АОКМ до 1929 г.
АОКМ. КП 3702
Доска цельная, с ковчегом. Левкас, темпера, позолота. Медь, серебро. Тиснение (басма, венцы). Металл. Ковка (жиковина). 29 х 23.
Створа складня с двухсторонним изображением. С одной стороны - вид Соловецкого монастыря. Изображены храмы обители, а на них - небольшие клейма с изображением святых, которым они посвящены: Богоматерь с младенцем изображена на двуглавом храме Успения Богоматери, святитель Николай - на одноглавой Никольской церкви, композиция "Преображение" - на пятиглавом Преображенском соборе. Наверху, под главами, клейма с изображением святых, соответствующих посвящению верхних приделов. Слева к собору примыкает придел с мощами Зосимы и Савватия; на иконе изображены Зосима и Савватий в рост в развороте друг к другу, а ниже - две раки с мощами. В центре - многоярусная колокольня. Монастырь с башнями на фоне Святого озера, на переднем плане - Белое море. С топографическими искажениями изображены башни и ворота на крепостной стене: Никольская с воротами, Корожная, Святые ворота (без Благовещенской церкви), Архангельская, Белая и Прядильная башни. Около Белой и Прядильной башен изображен ров с водой. На верхнем поле - надпись киноварью, сохранившаяся с большими утратами: "НА СОЛОВЕЦК… ОСТР(ОВЪ …НА… ИЖЕ… ОБИТЕЛ… ГА. НШЕЙ… / … МЛСТВО ПРПД… ОТЦА НШЕГО ИГУМЕНА ЗОСИМЫ… ЧЮДОТВОРЕЦЫ". На нижнем поле - плохо читающиеся фрагменты надписи. На обороте написан восьмиконечный Крест на ступенчатой Голгофе, заключенный в килевидное обрамление и прямоугольную рамку. Вокруг многочисленные надписи и криптограммы: "ЦРЬ СЛВЫ", "НИКА", "КОПИЕ", "ТРОСТЬ", "МЛ РБ". На коричневой рамке кое-где просматриваются буквы, составляющие криптограммы. Вдоль верхнего края - скоропись, выполненная киноварью: "…ЖЕ ЦРЬ. ИЩЕ ПРЕЖДЕ ВЕКЪ. СЕ ДЕ…СТНИЯ ПОСРЕДЕ ЗЕМЛИ". В углах надписи золотом на синем фоне: "ДЕСНИЦА ТВОЯ И ГДИ / ПРОСЛОВСИ ВО КРЕПОСТИ ОСЩАЕТ МИРУ С СОНЦА". Другие фрагменты не читаются. По сторонам от креста - столбцы с текстами. Каждое слово с красной буквицы, остальной текст написан черной краской.
Левый столбец:
"Древо Добро
Досада диаволу
Спсъ сотвори
Сеп сатане
Божию Бич
Биет Бесов
Хва (с титлом) Хоругви
Християном Хвала
Пою. Почитаю.
Поклоняюсь. Подножию
Твоему Влдко
Радостную Радость
Род Роду Члцю. Крест
Ъную Радость
Чстна Честь
Чтушим его Члком
Невидима. Непостижима
Неизреченная. Неизглоголана
Много. М…етъ
Млтва Матерния"
Правый столбец:
"… Древнее. Достояние
Словом. Спасаетъ.
Сего. Славящихъ.
Цркви Цвътитъ.
Црьской Цвът.
Возвращение. В рай.
…Верным.
Поющим…
На рамку вынесены начальные буквы
На верхнем поле радиально расходятся строки с текстом:
"Хс с небесъ сшедъ
Хс. Родися.
Хс. Распяся.
Хс. Погребеся
Хс. Диявола связа
Хсь. Адъ разруши.
Хс умршихъ воскр…
Хс. Воскресе из мртвых
Хс. Вознесеся.
Хс. Прославися.
Хс. Воцрися.
Хс царствуетъ
Хс защищаетъ
Хс побъди
Хс идолъ
Хс низложи враги
Хс с нами Уставистеся"
С трех сторон торцы створы окованы медными полосами (частично утрачены). На одном торце - две кованые железные петли, смонтированные коваными гвоздями. На другом торце - петля замка. Жиковины в форме секиры, кованые.
Реставратор В.А. Шапошник (Архангельск, АОКМ, 2005).
Литература: Мильчик М.И. Архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря в памятниках древнерусской живописи // Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. М., 1980. С. 252-255. Илл. на с. 249.
Примечание: По периметру торцов створа складня обита медной полосой. "Складни в меди" неоднократно упоминаются в отводных книгах ризничной и казенной палат Соловецкого монастыря в ХVII в. Есть сведения, что резные и живописные складни поступали в Соловецкий монастырь, в том числе из Сумского посада. В ХVII в. казенная палата неоднократно продает и "променивает" складни на деньги. (СПбИИРАН. Ф. 2. Д. 142. Л. 2; РГАДА. Ф. Оп. 1. Д. 594. Л. 9, 19, 19 об.).

Увеличить изображение

НИКОЛА
Вторая половина ХVI в. Басма - ХVIII в.
Новгород. Северная провинция.
Из церкви святителя Филиппа Соловецкого монастыря. Поступила в Северный краевой музей в 1923 г.
АОКМ. КП 7708.
Доска цельная, одна врезная правосторонняя шпонка. Левкас, темпера. Серебро. Тиснение (басма). Металл. Штамповка (венец). 30,5 х 26,5.
Поясное изображение святого Николы. Правая рука - в благословляющем жесте, левой держит книгу. Фон позолочен. На полях - серебряная орнаментальная басма. На обороте - бумажные наклейки: "Реестр 4; Северный краевой музей. Г. Архангельск 165; Северный област. Музей ХI и.о. № 399". Надпись суриком: "Д: 55".
Реставратор В.А. Шапошник (Архангельск, АОКМ, 2004 - 2005).

Увеличить изображение

АРХИЕРЕЙСКИЕ СОБОРЫ, СО СВЯТЫМИ МИНЕИ ЗА ИЮЛЬ
Вторая половина ХVI в.
Происходит из часовни Рождества Христова острова Малая Муксалма Соловецкого архипелага. Икона хранилась в 1920 - 1930-е годы в музее СОК, затем поступила в "Коломенское", откуда передана в СГИАПМЗ в 1976 г.
СГИАПМЗ. КП 1773.
Доска из четырех частей, без ковчега, с двумя встречными шпонками. Паволока, левкас, темпера, позолота. 77 х 70.
Композиция иконы в четыре ряда. Во втором и третьем рядах по три сцены "соборов", которые сопровождаются фрагментами надписей: "СОБОР… СТЫХ ОТЕЦ… НА АРИЯ ЗЛОЧЕСТИВАГО", "СОБОР СТЫХ ОТЕЦ… ПРИ ФЕОДОСИИ ЦАРЪ… НА МАКЕДОНИЯ ЗЛАЧТ…", "СОБОР СТЫХ ОТЕЦ… ПРИ ФЕОДОСИИ… НА НЕСТОРИЯ… В ЭФЕСЕ…", "СОБОР СТЫХ ОТЕЦ… ХЛ… ПРИ ЦАРЪ МАРКИАНЪ НА ЕВТИХIЯ", "РZE… В КОНСТАНТИ… ЦРЬ ФЕОДОСИЙ…", "СОБОР СТЫ ОТЕЦ ВО КОНСТАНТИНЕ ГРАДЕ ПРИ ЦАРЕ КОНСТАНТИНЕ". В нижнем регистре избранные святые: Марина, Илия, пророк Иезекииль, Мария Магдалина, Трофим, Христина, Борис, Глеб, "Мати Анна", "Евпраксея", "Ермолай", Пантелеимон, Прохор, Каллиник, Сила, Силуян, Евдоким, В верхнем регистре - Косма и Дамиан, мученик Прокл, преподобный Михаил Малеин, архангел Гавриил, мученики Кирик и Улита, князь Владимир. На обороте доски - надпись белой краской: "Соловки, М. Муксалма"; бумажная наклейка музея СОК "Соловецкий музей. Инвент. № 5…"; номера музея-заповедника "Коломенское" - Ж 957, К 2650.
Реставратор В.А. Шапошник (Соловки, СГИАПМЗ, 2003).
Примечание: В июле празднуется память "святых отцев шести Вселенских Соборов" (19 июля по старому стилю).

Увеличить изображение

МИНЕЯ ЗА НОЯБРЬ
ХVI в.
Происходит из часовни Рождества Христова острова Малая Муксалма Соловецкого архипелага.
СГИАПМЗ. КП 1772.
Доска из трех частей, без ковчега, с двумя встречными шпонками. Паволока, левкас, темпера, позолота. 77 х 70.
Святые и праздники расположены в четыре ряда. Изображения ростовые, около каждого - подпись с именем святого и дата празднования. Верхний ряд (слева направо) - святые Косма и Дамиан, мученик Акиндин, мученик Акепсим, Иоанникий Великий, мученик Галактион, Иона Новгородский, патриарх Константинопольский Павел, Варлаам Хутынский; второй ряд - 33 мучеников в Мелетине, Собор архистратига Михаила, преподобная Матрона, апостолы Ераст, Олимп, Родион; мученики Мина, Виктор, Викентий, Феодор Студит, Иоанн Милостивый, преподобный Нил; третий ряд - Иоанн Златоуст, апостол Филипп, мученики Гурий, Самон и Авив, евангелист Матфей, Григорий Неокесарийский, преподобный Никон Радонежский, мученик Платон, пророк Авдий, мученик Варлаам; четвертый ряд - архиепископ Константинопольский Прокл, Введение Богоматери во храм, апостол Филимон, святитель Григорий, князь Александр Невский, великомученица Екатерина, мученик Меркурий, Климент, папа Римский, Алипий Столпник, мученик Иаков Персянин, мученик Иринарх, преподобный Стефан, мученик Парамон. На обороте - бумажная наклейка музея СОК: "Соловецкий музей. Инвент. № 683".
Реставратор В.А. Шапошник (Соловки, СГИАПМЗ, 2004).
Примечание: Номера "Коломенского" - Ж-959, К-2649.

Увеличить изображение Увеличить изображение

ДЕИСУСНЫЙ ЧИН
Вторая половина ХVI в.
Новгородская школа.
АРХАНГЕЛ МИХАИЛ. СГИАМПЗ. КП 1769. 105 х 240.
АРХАНГЕЛ ГАВРИИЛ. КП 1768. 105 х 240.
Доски из четырез частей, с ковчегом, с тремя врезными встречными шпонками. Левкас, темпера.
Из деисусного чина иконостаса Преображенского собора Соловецкого монастыря. До 1939 г. иконы находились в иконостасе Преображенского собора, затем переданы в ГИМ и "Коломенское". В 1976 г. поступили в СГИАПМЗ.
Реставраторы: М.А. Гра, Л.А. Кологривова (Москва, "Коломенское", 1960-е гг.).
Примечание: Инвентарные номера "Коломенского" - Ж-1209, Ж-1212.

Увеличить изображение

КНЯЗЬЯ ФЕОДОР, ДАВИД И КОНСТАНТИН
Конец ХVI - начало ХVII в.
Из ризницы Соловецкого монастыря. Поступила в Северный краевой музей в 1923 г.
АОКМ. КП 7707.
Доска цельная, с двумя встречными шпонками, с ковчегом. Паволока, левкас, темпера. Серебро. Чеканка (оклад), гравировка (венцы). 34,5 х 29,5.
Святые князья Федор, Давид и Константин представлены в рост, фронтально, с мученическими крестами в руках. Одеты в царские далматики и в плащи с золотой каймой вдоль ворота, на поясе и по нижнему краю. На головах - шапки, украшенные драгоценными камнями, с меховой опушкой по нижнему краю. На боковых полях изображены Зосима и Савватий Соловецкие, в рост, в развороте к центру, со свитками. На верхнем поле - Христос-Эммануил, благословляющий двуперстно. На обороте - надпись краской: "Д. 43. Р. 22; Г. 14./ 1222", а также многочисленные бумажные наклейки с текстами: "Главмузей. Ризница Соловецкого монастыря. № 92/1393-117 по описи 1923; Северный краевевой музей Г. Архангельск 21; №161 К. 17 в.; ВХНРЦ. Т-4236".
Реставратор Н.Г. Тимофеев (Москва, ВХНРЦ, 2004 - 2005).
Примечание: Скорее всего, икона была центральной частью киота, описанного в ризной казне Соловецкого монастыря в 1692 г.: "Образ святых благоверных князей Феодора и чад его Давида и Константина, ярославских чудотворцов, в молении ко Спасу. Оклад серебрян, гладкой. Шесть венцов серебряных резных. На киоте вверху образ Пресвятыя Богородицы воплощение, на створах Благовещение Пресвятой Богородицы и архангели" (СПБ ИИ РАН. Колл. 2. Д. 144. Л. 261 об.).

Увеличить изображение

МИТРОПОЛИТЫ ИОНА, ПЕТР И АЛЕКСИЙ
Конец ХVI в - начало ХVII в.
Из ризницы Соловецкого монастыря. Поступила в 1923 г. в Северный краевой музей.
АОКМ. КП 7851.
Доска цельная, с двумя встречными шпонками, с ковчегом. Левкас, темпера. Серебро. Тиснение, золочение (басма). Эмаль по сканому орнаменту (венцы). 31,4 х 25,7.
Трое святых представлены в рост, фронтально. На них - коричневые, светло-охряные саккосы, декорированные крестами, заключенными в круги. Епитрахиль у Ионы перекинута через левую руку. На голове святителя Ионы - митра, Алексия и Петра - белые клобуки. В руках - Евангелия, правая рука митрополита Петра в благословляющем жесте. На полях и на фоне в верхней части, вокруг нимбов - серебряная басма. На верхнем поле - овальный вырез басмы, где изображена композиция "Троица", написанная в сине-зеленых тонах. Три венца декорированы мелким растительным узором в сканом обрамлении с эмалью зеленого и синего цветов. В узор скани включены трилистники и крупные стебли. Надписи на серебряных накладных пластинках, расположенных около нимбов: "ОАГ АЛЕКСIИ МIТРОПОЛIТ; МIТРОПОЛIТ; ОАГ ПЕТР; ОАГ IОНА МIТРОПОЛIТ". Надписи: "Р. 14.; Г 34 Н 1173". Бумажные наклейки: "Главмузей. 1923 27/ ХVIII. Ризница? Соловецкого монастыря № 48/1339-63; Северный краевой музей 197; Северный област. Музей ХI и.о. № 604 182".
Реставратор А.Н. Овчинников (Москва, ВХНРЦ, 1994).
Примечание: Чинки поздней басмой на нижнем и левом полях.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ
ХVII в.
Из Савватиевского скита Соловецкого монастыря. Поступила в 1961 г. из АОКМ.
АОМИИ. 157-држ.
Доска из четырех частей, с ковчегом и с пазами от двух врезных сквозных шпонок. Левкас, темпера. 132 х 103.
Основная композиция "Преображение" дополнена сценами поднимающихся в гору и спускающихся с горы Христа и трех апостолов. Живопись под записью.
Реставратор Л.А. Миронова (Москва, ВХНРЦ, 2006).
Примечание: В книге поступлений 1929 г. Северного краевого музея И. М. Сибирцевым икона атрибутирована: "Новгородская школа. ХVI век".

КИРИЛЛ БЕЛОЗЕРСКИЙ
ХVII в.
Русский Север.
Из Воскресенской церкви Голгофо-Распятского скита на о. Анзер. В 1923 г. поступила в Северный краевой музей.
АОКМ. КП 3766.
Доска цельная, с двойным ковчегом, с двумя встречными врезными шпонками. Левкас, темпера, позолота. 31 х 26,5.
Святой изображен фронтально, в рост. Одет в коричневую мантию. В правой руке держит свернутый свиток. Фон позолочен. По сторонам от нимба надпись: "ПРДБНЫЙ КИРИЛ БЕЛОЗЕР/СКIЙ ЧЮДОТВОРЕЦЪ". На обороте - надпись красным суриком: "Р. 59. ГОЛ" и наклейки: "Реестр. Голгоф…; Северный област. Музей ХI и.о. № 612; ГЦХНРМ № 896 1956 г. музей Архангельск".
Реставрирована в ГЦХНРМ (Москва, 1956).
Примечание: Преподобный Кирилл Белозерский родом из боярской семьи. Ученик Сергия Радонежского, заметная фигура в политической и духовной жизни Москвы на рубеже ХIV - ХV вв. Монах, затем игумен московского Симонова монастыря. Основал в 1397 г. Кирилло-Белозерский монастырь, где прослужил тридцать лет. Умер в 1427 г.

Увеличить изображение

МИХАИЛ МАЛЕИН
ХVII в.
Из ризницы Соловецкого монастыря. Поступила в Северный краевой музей в 1923 г.
АОКМ. КП 7852.
Доска цельная, с двумя врезными встречными шпонками, с двойным ковчегом. Паволока, левкас, темпера. Серебро. Тиснение (басма), гравировка (венец). 31 х 27,5.
Святой изображен в правой части иконы, в рост, в развороте влево, в молении Богоматери. В левом верхнем углу в облачном сегменте изображены Богоматерь с Младенцем. Христос благословляет двумя перстами. Поля и фон иконы светло коричневого цвета, позем зеленый. На верхнем поле надписи: "МР ОУ", "IС ХС", "ПРДБНЫЙ МХАИЛ МАЛЕИН". Надписи на обороте: "Г. 1199; Д 439". Бумажные наклейки: "Ризница Соловецкого монастыря № 159/ 1497 - 221. По описи Главмузея 27 /VIII-1923 года; Северный краевой музей. Г. Архангельск № 86; Северный област. Музей ХI и.о. № 377".
Реставратор В.А. Шапошник (Архангельск, АОКМ, 2004 - 2005).
Примечания: Многочисленные гвоздевые отверстия на фоне и полях, в местах крепления утраченной басмы.
Образ Михаила Малеина часто встречается в описях монастыря, начиная с ХVII в. Ему был посвящен придел Троицкого скита на о. Анзер. Святой считался покровителем царя Михаила Федоровича (1596 - 1645), много жертвовавшего Соловецкой обители.

БОГОЯВЛЕНИЕ
ХVII в.
Из ризницы Соловецкого монастря. В 1923 г. поступила в Северный краевой музей.
АОКМ. КП 7694.
Доска цельная, с ковчегом, с двумя врезными шпонками. Левкас, темпера. Серебро. Тиснение (басма), гравировка (венцы). Хлопчатобумажная рубашка. 31 х 26,5.
Традиционная иконография. В верхней части композиции, в центре, в сегменте - Господь Саваоф. На полях - серебряная басма с поздними чинками. Шесть серебряных гравированных нимбов. На обороте надписи: "Доп: 4; Г. 23. Н. 961", а также наклейки: "Ризница Соловецкого монастыря № 123/ 1404-128; Северный краевой музей. Г. Архангельск. № 164; 69/ к. 16 в.".
Реставратор О.А. Пригородова (Москва, ВХНРЦ, 2006).

Увеличить изображение

СКЛАДЕНЬ "СЕДМИЦА С ПРИПАДАЮЩИМИ ЗОСИМОЙ И САВВАТИЕМ СОЛОВЕЦКИМИ И ПРАЗДНИКАМИ"
XVII в.
Соловецкий монастырь.
Из Преображенского собора (1558 - 1566 гг.) Соловецкого монастыря. Поступил в 1961 г. из АОКМ. Стоял над иконами местного ряда около царских врат.
АОМИИ. 233-држ.
Дерево, левкас, темпера. Серебро, жемчуг, кожа, металл. Ковка, чеканка, гравировка, просечка, золочение. 53,5 х 71.
Складень-кузов трехчастный, с килевидным завершением. В навершии - Спас Нерукотворный с двумя ангелами, стоящими на облаках и поддерживающими плат. В центральной части складня - вставная икона "Седмица с припадающими Зосимой и Савватием Соловецкими". На полях иконы - оклад из серебряных позолоченных пластин с четырьмя дробницами, на которых выгравированы надписи, а по углам и в центре нижнего поля - серебряные накладки с растительным орнаментом. У Христа и святых - накладные венцы с цатами, украшенными гравированным растительным орнаментом, жемчугом, цветными и бесцветными стеклами. Венец Христа с просечным завершением. На левой створке клейма: "Рождество Иоанна Предтечи", "Воздвижение креста", "Введение во храм"; на правой - "Усекновение главы Иоанна Предтечи", "Успение", "Сретение иконы Владимирской Богоматери в Москве". Складень обтянут кожей с коваными металлическими накладками.
Реставраторы Ю. В. Чернова, Е. И. Бучило, В. Е. Петров, Т. В. Рогозина (Москва, ВХНРЦ, 1993 - 1995).
Литература:
Северные письма. Собрание Архангельского музея изобразительных искусств: Каталог / Сост. О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова. Архангельск, 1999. С. 92;
Русское художественное серебро. Из собрания Архангельского музея изобразительных искусств: Каталог. Сост. В. А. Пятых. Архангельск, 1999. C. 71.

Увеличить изображение

ЯВЛЕНИЕ БОГОМАТЕРИ ПОНОМАРЮ ЮРЫШУ
ХVII в.
Русский Север. Поморье.
Происходит из ризницы Соловецкого монастыря. В 1920 - 1930-е годы хранилась в музее СОК, затем в ГИМ и в "Коломенском", откуда в 1976 г. поступила в СГИАПМЗ.
СГИАПМЗ. КП 1771.
Доска цельная, с двумя врезными встречными шпонками. Двойной ковчег. Левкас, темпера, позолота. 34 х 29.
Богоматерь восседает на стволе дерева, ветви которого завершаются массивными округлыми лиственными шапками. К Богоматери с молитвенным жестом обращен коленопреклоненный Юрыш. За ним на фоне постройки изображен святитель Николай. Вверху в центре, в полукруглом клейме, - благословляющий Христос. На обороте доски - многочисленные надписи: "Д: 166. 13; Г. 93 № 1110; Соловецкий мон. Из ризницы"; номера музея "Коломенское" - К 2604, Ж 204; бумажные наклейки музея СОК - "Музей Соловецкого общества краеведения. Историко-археологический отдел № 1904; Соловецкий музей. Инв. 742. Сектор историко-художественный".
Реставратор В.А. Шапошник (Соловки, СГИАПМЗ, 1986 - 1992).

Увеличить изображение

ТРОИЦА
ХVII в.
Происходит из Соловецкого монастыря. В 1920 - 1930-е гг. хранилась в музее СОК, затем в ГИМе, откуда в 1976 г. поступила в СГИАПМЗ.
СГИАПМЗ. КП 1757.
Доска цельная, с ковчегом, две врезные встречные шпонки. Серебро. Тиснение (басма), позолота. Хлопчатобумажная рубашка. 36,1 х 25,2.
Троица в развернутом иконографическом изводе. Присутствует сцена "Заклание тельца". В левом нижнем углу изображен Авраам в рост, с чашей в руках. В правом нижнем углу иконы - Сарра стоит около стола с выпечкой. На обороте, на рубашке, - многочисленные надписи: "Анз: Доп. 177/Р.А. 50 1331; И.VIII-1934"; бумажные наклейки музея СОК: "Музей Соловецкого общества краеведения. Историко-археологический отдел № 374; Соловецкий музей. Инв. 216. Сектор худ.- археол.".
Примечание: Номера ГИМ, указанные в акте передачи в СГИАПМЗ, - ГИМ 80408/15; И.VIII-1934; Сол.216.
Реставратор В.А. Шапошник (Архангельск, АОКМ, 2006).

Увеличить изображение

ФИЛИПП, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ
Середина - вторая половина ХVII в.
Из Троицкого собора Соловецкого монастыря. В 1920 - 1930-е гг. хранилась в музее СОК, затем в ГИМ, откуда передана в СГИАПМЗ в 1976 г.
СГИАПМЗ. Ж-34.
Доска цельная, с двойным ковчегом. Две встречные врезные шпонки. Левкас, темпера. Хлопчатобумажная рубашка. 31,1 х 24,3.
Святитель Филипп представлен в рост, фронтально, с благословляющей правой рукой. В согнутой левой руке - Евангелие, на сулке. Вверху, на поле, - Образ Спаса Нерукотворного. На обороте иконы - номера:"140 Г. 121/ 117; ГИМ 80408; а также номера музея СОК - "Музей СОК СВ 968; Солов. Музей инв. 630".
Реставратор В.А. Шапошник (Соловки, СГИАПМЗ, 1978-1980).
Примечание: Номера ГИМ, указанные в акте передачи, - ГИМ 80408/2; Сол.630, ИVII-1936.

Увеличить изображение

ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ, ЗОСИМА И САВВАТИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, АНТОНИЙ СИЙСКИЙ, МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ
Середина - вторая половина ХVII в.
Русский Север. Поморье.
Из ризницы Соловецкого монастыря. Поступила в СГИАПМЗ из ММК в 1967 г.
СГИАПМЗ. КП 52.
Доска цельная, с двойным ковчегом. Левкас, темпера. Серебро. Тиснение (басма), гравировка (венцы, цата). 31,2 х 27,2.
Зосима и Савватий изображены в рост, в развороте к центру. Между ними - прямоугольное клеймо со сценой "Обретение главы Иоанна Предтечи". Ниже, на горках, коленопреклоненные Антоний Сийский и Мария Египетская. На верхнем поле в центре - образ Спаса Нерукотворного. По периметру доски и лузги мелкими гвоздиками приколочены ивовые прутики ("трубы") для создания имитации двойного ковчега. Они скрыты под серебряной басмой. Поля закрыты серебряным басменным окладом с растительным узором. Пять венцов и цата у Зосимы Соловецкого украшены гравировкой. На обороте доски вверху - рукописная надпись: "…БРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ IОАННА ЗОСИМА САВАТЕЮ ПРПДБНИЮ МАРИЮ // …ИПЕЦКАЮ ОНТОНИ СIЙСКИI". В левом верхнем углу бумажная наклейка: "Ризница Соловецкого монастыря // № 199/1425-149 по описи Главмузея // 27/VIII-1923 года". Тем же почерком, что и номер и дата на этикетке, в центре поля карандашная надпись: "Зос. Сав. // Антон. Мария Егип. // 48".
Источники: Померанцев Н.Н., Силин Е.И. Описи и акты по приемке историко-художественных предметов Соловецкого монастыря комиссией отдела музеев Н.К.П. 11 августа 1923 года. (Архив СГИАПМЗ. Д. 11-23-71. Т. 1. Л. 60).
Примечание: Инвентарный номер ММК, указанный в акте передачи в СГИАПМЗ, - 5402 соб.


1    2    3    4    >   

© Государственное музейное
объединение «Художественная
культура Русского Севера», 2006
© Музеи участники выставки, 2006
© Издательство Сканрус, 2006
© Авторы статей
и каталожных описаний, 2006

 

НАСЛЕДИЕ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ В МУЗЕЯХ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ:     
Каталог / Сост. Т.М. Кольцова