Содержание
От составителя
Пояснения к каталогу
Список сокращений
Участники выставки
 
 

Т.М. Кольцова

   Т.М. Кольцова

   Иконописная палата Соловецкого монастыря в ХIХ - начале ХХ в.
   Описания предметов   

Увеличить изображение

ВАССИАН И ИОНА ПЕРТОМИНСКИЕ
Вторая половина XIX в.
Иконописная мастерская Соловецкого монастыря.
Из церкви Рождества Богородицы д. Луды в Поморье. Вывезена экспедицией АОМИИ в 1967 г.
АОМИИ. 1289-држ.
Доска из восьми частей, с четырьмя односторонними шпонками. Паволока, левкас, масло. 151 х 81.
Изображения святых помещены в нижней части. В повороте друг к другу изображены справа - Вассиан, слева - Иона. В центре - изображение белокаменного Пертоминского монастыря. Верхнюю часть иконы занимает сцена Преображения.
Реставратор Л. Л. Каменева (Архангельск, АФ ВХНРЦ, 1999).
Литература: Святые Северной России. Набор открыток (Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера". Аннотации и тексты Т.М. Кольцовой, А.В. Насоновой). Б/д (Архангельск, 2002).
Примечание: Преподобные Вассиан и Иона были иноками Соловецкого монастыря. О построении Пертоминской обители и обретении мощей святых угодников известно следующее. Во время сильной бури в 1566 г. в Белом море разбило судно, плывшее из устья Двины в Соловецкий монастырь с припасами. В числе погибших были Соловецкие монахи Вассиан и Иона. Жители восточного берега Унской губы нашли тела и похоронили их в том месте, куда они были выброшены бурей. Время прославления преподобных относится к 1599 году, когда некий старец Троицо-Сергиевой лавры Мамант, управлявший соляными варницами в Унском посаде, повинуясь чудесному сновидению, построил часовню над могилой Вассиана и Ионы. Впоследствии близ часовни поселился какой-то отшельник и положил начало Пертоминской обители. Значительный вклад в дело дальнейшего развития монастыря внесли русские бояре и цари. Чудотворные мощи святых находились в Пертоминском монастыре. Они были освидетельствованы в 1694 году, после чего в Москве была составлена служба преподобным. Память почитаемых на Севере святых Вассиана и Ионы отмечается 12 (25) июля.

ИОАНН И ЛОГГИН ЯРЕНГСКИЕ
Вторая половина ХIХ в.
Иконописная мастерская Соловецкого монастыря.
Из церкви Рождества Богородицы д. Луды в Поморье. Вывезена экспедицией АОМИИ в 1967 г.
АОМИИ. 2149-држ.
Доска из четырех частей, с четырьмя сквозными шпонками. Левкас, масло. 152 х 85.
Святые Иоанн и Логгин представлены в рост, в развороте к центру, в молении Богоматери Знамение. У ног святых - бушующее море и тонущий в водах корабль.
Реставратор О.Г. Жаренова (Архангельск, АФ ВХНРЦ, 1999).
Литература: Святые Северной России. Набор открыток (Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера". Аннотации и тексты Т.М. Кольцовой, А.В. Насоновой). Б/д (Архангельск, 2002).
Примечание: Иоанн и Логгин Яренгские были бельцами Соловецкого монастыря. В 1561 - 1563 гг. они отправились на лодках из устья Северной Двины с монастырскими припасами в Белое море и погибли во время шторма. Тела их были выброшены на берег недалеко от деревни Яреньги и найдены местными жителями. Святые мощи сначала хранились около Никольской церкви в Яреньге, а в 1638 г. были перенесены в церковь Зосимы и Савватия того же села. Подвиги и чудеса святых, погибших в морской стихии, были особенно близки жителям Поморья, постоянно подвергавшимся опасностям во время путины. Иоанн и Логгин Яренские официально канонизированы русской православной церковью в 1625 году, однако их почитание не получило широкого общерусского распространения. Оно утвердилось в Поморье, преимущественно на Летнем берегу Белого моря, где были обретены мощи святых, а также свершались чудеса от их мощей. Иконография Иоанна и Логгина Яренгских сформировалась уже к началу ХVII века. Первый образ праведного Иоанна был написан в 1607 г. старцем Соловецкого монастыря Феодоритом. День памяти святых Иоанна и Логгина Яренгских, Соловецких чудотворцев, русская православная церковь празднует 3 (16) июля.

Увеличить изображение

ЕЛЕАЗАР АНЗЕРСКИЙ, С МОНАСТЫРЕМ
1860 - 1880-е гг.
Иконописная мастерская Соловецкого монастыря.
Из Соловецкого монастыря. Поступила в СГИАПМЗ в 1970 г. из школьного музея о. Соловки.
СГИАПМЗ. КП 299.
Доска из трех досок, без ковчега, с тремя врезными сквозными шпонками. Грунт, масло. 125 х 70,5.
Святой представлен в рост, в развороте вправо. Справа от него - постройки Троицкого скита на о. Анзер. В правом верхнем углу, на облаках, - Христос. В руках Елеазара - развернутая книга с текстом: "МОЛЮ ВАСЪ / БРАТIЯ МО=/Я. ЛЮБОВЬ / ИМЪИТЕ МЕ=/ЖДУ СОБОЮ / ИБО ЛЮБОВЬ / РОЖДЕНА ЕСТЬ / ОТ БОГА И СО/ВЕРШЕНИЕ И/МЕЕТ ВСЕ/ГО ЗАКОНА. / ОНА НЕТО/КМО ЛЮБЯ/ЩАГО ЛЮБ/ИТЪ НО И / ВРАЖДУЮ/ЩАГО. А БЕ/З ЛЮБВЕ АЩЕ / И ГОРЫ ИМЕ/ТЕ ПРЕСТА/ВЛЯТИ И / ВООРНИ ТЕ/ЛО СОЖЕШИ".
Реставратор В.А. Шапошник (Соловки, СГИАПМЗ, 1994).

Увеличить изображение

ГОЛОВА МОНАХА
15 января 1886 г.
Иконописная мастерская Соловецкого монастыря.
Иконописец Кулаков Василий Феоктистович (1867 - 1945).
Поступил в ВКМ в 1880-х годах от Бусыгиной Александры Васильевна, дочери художника.
ВКМ. КП 9214.
Бумага, карандаш. 44 х 35,5.
Портрет погрудный. Голова монаха в профиль, в развороте влево. Длинная густая борода, волосы спадают до плеч. В правом нижнем углу - карандашная надпись: "Кулаков В.Ф. / 1886 г. Янв. 15 го".
Реставратор М.А. Соколова (Архангельск, АФ ВХНРЦ, 2005).
Примечания: В.Ф. Кулаков родился в д. Головковской Усть-Вельской волости Вельского уезда Вологодской губернии. Отец - Кулаков Феоктист Иванович, крестьянин. В 1886 - 1888(?) обучался в иконописной школе Соловецкого монастыря. С конца 1880-х гг. постоянно жил в г. Вельске.
Литература: Крестьянская живопись Поважья: Каталог. Архангельск, 2003. С. 238-240.

Увеличить изображение

НОГИ
1886 г.
Иконописная мастерская Соловецкого монастыря.
Иконописец Кулаков Василий Феоктистович (1867 - 1945).
Поступил в ВКМ в 1897 г. от И.П. Зыкиной (Вельск). Был найден на чердаке дома В.Ф. Кулакова.
ВКМ. КП 8021/2.
Бумага, карандаш. 22,5 х 35,8.
Учебный рисунок. Изображены две ступни ног. В правом нижнем углу - надпись: "В. Кулаков. Кончил декабря 17 дня. 1886 год".
Реставратор Н.Б. Лебедева, ученицв В. Штрейс (Санкт-Петербург, СпбХУ им. Н.К. Рериха).
Литература: Крестьянская живопись Поважья: Каталог. Архангельск, 2003. С. 202.

АЛЬБОМ "ВИДЫ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ"
1880 - начало 1890 гг.
Поступил в АОКМ в 1941 г. от Соболева из г. Архангельска.
АОКМ. КП 3464.
Бумага, картон, ткань, цветной карандаш, чернила. Рисунок. 15 х 21,5; отдельные листы 15 х 22,5.
Альбом в картонном переплете светло-серого цвета, на форзаце - бумага белого цвета, на переплете - коленкор темно-коричневого цвета. Десять рисунков на пяти двухсторонних листах. Подписи на листах авторские.
Л. 1. Монастырский док.
Л. 1 об. Общий вид монастыря с моря.
Л. 2. Монастырские гостиницы. (Преображенская и Петербургская).
Л. 2 об. Святое озеро с северо-восточной стороны.
Л. 3. Святое озеро с юго-западной стороны.
Л. 3 об. Пустынь Св. Савватия.
Л. 4. Пустынь Св. Филиппа.
Л. 4 об. Вид с Александровской горы на море и монастырь.
Л. 5. Муксаломский мост через морской пролив.
Л. 5 об. Гора Голгофа и храм страстей Господних.
Шесть листов с рисунками того же автора разрознены, вложены в альбом: 1. Святое озеро с северо-восточной стороны, 2. Общий вид монастыря с моря, 3. Пустынь св. Савватия, 4. Пустынь св. Филиппа, 5. Муксаломский мост через морской пролив, 6.Вид с Александровской горы на море и монастырь.
Примечание: Не исключено, что рисунки этого альбома были выполнены кем-то из учеников соловецкой живописной школы.

Увеличить изображение

ИОАНН И ЛОГГИН ЯРЕНГСКИЕ
Конец ХIХ - начало ХХ вв.
Поступила в музей в 1972 г. от Н.П. Агеевой из д. Яреньга Приморского района Архангельской области. Вывезена экспедицией СГИАПМЗ.
СГИАПМЗ. КП 1053.
Доска из трех частей, с двумя торцовыми шпонками, без ковчега. Грунт, масло. 30,7 х 25,8.
Святые представлены в рост, в развороте к центру. Между ними - ярусный шатровый храм. На верхнем поле, на облаках, - благословляющий Христос.
Реставратор В.А. Шапошник (Соловки, СГИАПМЗ, 1992).

Увеличить изображение Увеличить изображение

ПОРТРЕТ МОНАХА, ПОРТРЕТ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА
Конец ХIХ - начало ХХ вв.
Иконописная мастерская Соловецкого монастыря.
Из Рухлядной палаты Соловецкого монастыря. С 1923 г. холст хранился в ММК, откуда в 1967 г. передан в СГИАПМЗ.
СГИАПМЗ. КП 60.
Холст, картон, масло. 19,6 х 15,7.
На одной стороне - поясной портрет неизвестного монаха, на обороте - поясной портрет молодого человека (вероятно, автопортрет художника).
Реставратор О.Г. Жаренова (Архангельск АФ ВХНРЦ, 2006).
Примечания:
На подрамнике надписи: "Главмузей. Соловки. Рухляд.; Охр. 6534 соб.; О.П. б/н". Можно предположить, что портрет монаха был написан учеником иконописной палаты Соловецкого монастыря. На обороте холста молодой художник написал свой автопортрет.

Увеличить изображение

ЗОСИМА И САВВАТИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, ПРЕПОДОБНАЯ ПЕЛАГИЯ, ПРОКОПИЙ УСТЮЖСКИЙ
1904 г.
Иконописная мастерская Соловецкого монастыря.
Поступила в АОМИИ в 1992 г.
АОМИИ. 2284-држ.
Доска цельная, без ковчега, с двумя врезными торцовыми шпонками. Масло. 31 х 26,5.
Четверо святых в рост. Вверху в килевидном кокошнике - Богоматерь Знамение. На обороте, выкрашенном серовато-голубой краской с коричневыми разводами, - надпись черными буквами в четыре строки: "БЛАГОСЛОВЛЯЮ СЕЮ ИКОНУ. / ПРОКОПИЮ МАКСИМОВИЧУ./ ОТ МОНАХА НАРКИССА. / 25 ГО СЕНТЯБРЯ 1904".
Реставратор А.П. Мурашов (Архангельск, АОМИИ, 1997).
Литература: Подписные и датированные иконы в собрании Архангельского областного музея изобразительных искусств: Каталог. Архангельск, 1993. Кат. 42.
Примечание: Икона создана в иконописной палате Соловецкого монастыря. В надписи около святой Пелагии значится: "Палагия".

Увеличить изображение

ЗОСИМА И САВВАТИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, ОТРОК КОНСТАНТИН
1915 г.
Иконописная мастерская Соловецкого монастыря.
Иконописцы В. Носов, М. Кичин, В. Чуев.
Поступила в АОМИИ в 1971 г. от К.И. Третьякова из д. Брюховской Вельского района.
АОМИИ. 2212-држ.
Доска цельная, без ковчега, с двумя врезными торцовыми шпонками. Масло. 26, 8 х 22, 2.
Трое святых представлены в рост. В центре - отрок Константин, изображен фронтально. Слева и справа к нему обращены Зосима и Савватий Соловецкие. У ног святых - панорама Соловецкого монастыря. Вверху в центре, в килевидном кокошнике, - Богоматерь Знамение. На обороте иконы надпись, выполненная белыми и желтыми печатными буквами: "К.ТРЕТЬЯКОВУ / ТЕБЕ НАШ ДРУГ НА ПАМЯТЬ, / ОТ ТВОИХ ТОВАРИЩЕЙ, В ЧЕСТЬ ТВОЕГО ИМЕНИ / ОСТРОВ / СОЛОВКИ / 1915 г. / В. НОСОВ / М.А. КИЧИН / В. ЧУЕВ / ХУДОЖНИКИ".
Реставратор А.П. Мурашов (Архангельск, АОМИИ, 1997).
Примечания:
Константин Иванович Третьяков (1896 - 1982) - художник, живший в Вельском районе Архангельской области. До революции учился живописи в иконописной мастерской Соловецкого монастыря. Его живописные работы хранятся в ВКМ, АОМИИ, АМДЗиНИ.
Михаил Андрееич Кичин (1894 - 1965) родился в д. Литвиновской Шеговарского сельского общества Шенкурского уезда. В юности побывал в Соловецком монастыре, где обучался иконописи в живописной школе. Работал в г. Шенкурске преподавателем чистописания и рисования в местном педагогическом училище. С 1938 до 1950-х гг. художник возглавлял ШКМ, где сохранилась значительная коллекция его работ.
Литература: Подписные и датированные иконы в собрании Архангельского областного музея изобразительных искусств: Каталог. Архангельск, 1993. Кат. 44.

Увеличить изображение

САВВАТЬЕВСКИЙ СКИТ. СОЛОВКИ
Борисов Александр Алексеевич (1866 - 1934).
1880-е гг.
Холст, масло. 14,5 х 23.
Поступила в 1961 г. из АОКМ, ранее (до 1934 г.) хранилась в мастерской художника в с. Евда Красноборского района Архангельской области.
АОМИИ. 232-ж.
Изображен Савватьевский скит на Соловецких островах с церковью Смоленской Богоматери и келейным корпусом 1881 г. Справа внизу - подпись графитным карандашом: "Борисовъ". На обороте в центре - плохо читаемая надпись графитным карандашом: "С/оловки/…….Савватьевский скит", красным карандашом: "…на берегу реки". Посредине - круглая печать пристава 2-го стана Сольвычегодского уезда, печати Северного краевого музея и АОКМ с номерами 91, 347, 382.
Примечания: Выставка, на которой была показана картина: А.А. Борисов. Учителя и товарищи по мастерской. К 125-летию со дня рождения художника. Архангельск, 1991г.
А.А. Борисов учился в иконописной мастерской Соловецкого монастря (1884 - 1886), затем обучался в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге (1886 - 1888) и в Академии художеств (1888 - 1897). До 1909 г. работал в Петербурге, затем в Красноборске. Неоднократно, начиная с 1894 г., путешествовал по районам Крайнего Севера. На Соловки приезжал в 1894 г. и в 1912 г. Создал серию живописных и графических работ, посвященных Соловкам.

Увеличить изображение

СОСНА
Борисов Александр Алексеевич (1866 - 1934).
1894 г.
Бумага, карандаш. 33 х 20,7.
Поступила в 1961г. из АОКМ.
АОМИИ. 295-г.
Крупным планом, во весь лист, изображена сосна. Вверху ствола - густо покрытые хвоей ветви, внизу ствол оголен. Внизу справа - надпись карандашом: "А. Б. 94 мая".

Увеличить изображение

БЕРЕГ МОРЯ
Борисов Александр Алексеевич (1866 - 1934).
1894 г.
Поступила в 1961 г. из АОКМ.
АОМИИ. 297-г.
Бумага, карандаш. 21 х 32,8.
Пейзаж с берегом моря. На переднем плане слева и справа - на берегу и в море камни. Внизу слева - надпись карандашом: "А. Борисов 1894 Iюля". Внизу в центре - карандашом: "№ 27".

Увеличить изображение

ХВОЙНЫЙ ЛЕС
Борисов Александр Алексеевич (1866 - 1934).
1894 г.
Бумага, карандаш. 33 х 20,8.
Поступила в 1961 г. из АОКМ.
АОМИИ. 298-г.
Лесной пейзаж. На переднем плане - небольшая поляна. За ней - густая полоса леса с двумя выступающими высокими деревьями. Внизу справа - надпись карандашом: "А. Борисов 1894 Iюня". Вверху справа карандашом: "№ 50".

Увеличить изображение

ХВОЙНЫЙ ЛЕС
Борисов Александр Алексеевич (1866 - 1934).
1894 г.
Бумага, карандаш. 32,7 х 20,7.
Поступила в 1961 г. из АОКМ.
АОМИИ. 300-г.
Крупным планом изображен уголок леса. В центре - две высокие, стоящие близко друг другу широкие ели. Справа - ель, срезанная кромкой листа. Внизу слева - надпись карандашом: "1894 г. мая А. Борисов".

Увеличить изображение

ЛЕСНАЯ ДОРОГА
Борисов Александр Алексеевич (1866 - 1934).
1894 г.
Бумага, карандаш. 32,8 х 20,8.
Поступила в 1961 г. из АОКМ.
АОМИИ. 302-г.
Лесной пейзаж. От переднего плана вглубь уходит неширокая дорога, по обеим сторонам которой стоят высокие деревья. Внизу в центре - надпись: "А. Борисов 1894 г. Iюля". Внизу справа карандашом: "№ 20".

Увеличить изображение

НА БЕРЕГУ ОЗЕРА
Борисов Александр Алексеевич (1866 - 1934).
1894 г.
Бумага, карандаш. 33 х 21.
Поступила в 1961 г. из АОКМ.
АОМИИ. 308-г.
Передний план пейзажа занимает берег, поросший деревьями, сквозь которые видна гладь лесного озера. Внизу слева - надпись карандашом: "А. Борисов 1894 г. Iюля". Вверху справа карандашом: "№ 46".

Увеличить изображение

СОСНА И ЕЛЬ
Борисов Александр Алексеевич (1866 - 1934).
1894 г.
Бумага, карандаш. 33 х 20,9.
Поступила в 1961 г. из АОКМ.
АОМИИ. 309-г.
В центре листа изображены два высоких дерева у дороги. Слева - сосна с изогнутыми оголенными ветками, справа - густая ель. Внизу слева - надпись карандашом: "А. Борисов 1894 г. 9 Iюля". Внизу справа карандашом: "№ 45 соловец".
Примечание: Возможно, что цифра на лицевой стороне листа указывает на порядковый номер серии рисунков, созданных художником в 1894 г. на Соловецких островах.

Увеличить изображение

ЛЕСНОЕ ОЗЕРО
Борисов Александр Алексеевич (1866 - 1934).
1894 г.
Бумага, карандаш. 21 х 32,9.
Поступила в 1961 г. из АОКМ.
АОМИИ. 311-г.
Небольшое лесное озеро окружено травой на переднем плане и густым лесом на заднем плане. Внизу слева - надпись карандашом: "А. Борисов 1894 10 Iюля".

Увеличить изображение

БЕРЕГ МОРЯ
Борисов Александр Алексеевич (1866 - 1934).
1894 г.
Бумага, карандаш. 21 х 32,9.
Поступила в 1961 г. из АОКМ.
АОМИИ. 313-г.
В левой части листа - пологий, покрытый невысоким кустарником морской берег. Слева на берегу - четыре дерева с тонкими стволами и редкими ветками. Справа - кусочек моря. Внизу справа - надпись карандашом: "А. Борисов 1894 Iюля 7". Вверху справа карандашом: "№ 51".

Увеличить изображение

МОЛОДОЙ МОНАХ
Борисов Александр Алексеевич (1866 - 1934).
Конец ХIХ - начало ХХ в.
Холст, масло. 40 х 25.
Поступила в 1961 г. из АОКМ, ранее (до 1934 г.) хранилась в мастерской художника в с. Евда Красноборского района Архангельской области.
АОМИИ. 484-ж.
На обороте посредине - надпись синим карандашом: "Молодой монах". Вверху синим карандашом написано "15" и поставлена печать Северного краевого музея с № 152; внизу слева - печати Северного краевого музея с № 404, АОКМ с № 91; внизу справа - круглая печать пристава 2-го стана Сольвычегодского уезда и номера 66 и 404, написанные графитным карандашом.
Примечание: Выставка, на которой была показана картина: А.А. Борисов. Учителя и товарищи по мастерской. К 125-летию со дня рождения художника. Архангельск, 1991 г.

Увеличить изображение

ВИД СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ
Борисов Александр Алексеевич (1866 - 1934).
1912 г.
Холст, масло. 33,4 х 59,9.
Поступила в 1961г. из АОКМ. До 1934 г. хранилась в мастерской художника, в с. Евда Красноборского района Архангельской области.
АОМИИ. 557-ж
На обороте в центре была надпись графитным карандашом: "Вид Соловецкого монастыря", после реставрации на новом подрамнике остались только перенесенные печати АОКМ с номерами 14, 99 и зелёная наклейка с № 288.
Примечание: Выставки, на которых была показана картина: Выставка картин и этюдов полярных путешествий, Соловецкого монастыря и др. А.А. Борисова. Петербург, 1914 г.; Выставка произведений А.А Борисова. К 100-летию со дня рождения. Архангельск, 1966 г.; А.А. Борисов. Учителя и товарищи по мастерской. К 125-летию со дня рождения художника. Архангельск, 1991 г.

Увеличить изображение

ВИД СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ С ЮГО-ВОСТОКА
Борисов Александр Алексеевич (1866 - 1934).
1912 г.
Холст на картоне, масло. 33 х 51,5.
Поступила в 1961 г. из АОКМ, ранее (до 1934 г.) хранилась в мастерской художника в с. Евда Красноборского района Архангельской области.
АОМИИ. 541-ж.
На обороте в центре - поздняя надпись карандашом: "Вид Соловецкого монастыря с ю/востока". Слева посредине наискось авторская надпись графитным карандашом: "Соловки", внизу - круглая печать пристава 2-го стана Сольвычегодского уезда, печати АОКМ с номерами 167, 298. 227.
Примечание: Выставки, на которых была показана картина: Выставка картин и этюдов полярных путешествий, Соловецкого монастыря и др. А.А. Борисова. Петербург, 1914 г.; А.А. Борисов. Учителя и товарищи по мастерской. К 125-летию со дня рождения художника. Архангельск, 1991 г.

Увеличить изображение

ВОСТОЧНАЯ БАШНЯ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ
Борисов Александр Алексеевич (1866 - 1934).
1912 г.
Холст, масло. 48 х 79.
Поступила в 1961 г. из АОКМ, ранее (до 1934 г.) хранилась в мастерской художника в с. Евда Красноборского района Архангельской области.
АОМИИ. 513-ж.
Справа внизу - подпись: "А.Б. VIII 12". На обороте холст дублирован, печати АОКМ с номерами 257, 296.
Реставрирована учащимися ЛХУ им. В.А. Серова (Ленинград, 1986).
Примечание: Выставки, на которых была показана картина: Выставка картин и этюдов полярных путешествий, Соловецкого монастыря и др. А.А. Борисова. Петербург, 1914 г.; Выставка произведений А.А. Борисова. К 120-летию со дня рождения. Архангельск, 1986 г.; А.А. Борисов. Учителя и товарищи по мастерской. К 125-летию со дня рождения художника. Архангельск, 1991 г.

Увеличить изображение

НА КРЕПОСТНОЙ СТЕНЕ МОНАСТЫРЯ
Борисов Александр Алексеевич (1866 - 1934).
1912 г.
Холст на картоне, масло. 33 х 51,7.
Поступила в 1961 г. из АОКМ, ранее (до 1934 г.) хранилась в мастерской художника в с. Евда Красноборского района Архангельской области.
АОМИИ. 361-ж.
Справа вверху - подпись: "А. Б. VIII 12". На обороте слева наискось графитным карандашом - авторская надпись: "Соловки", справа - поздняя надпись: "Вид соловецкого монастыря". Вверху слева - № 162, написанный графитным карандашом и круглая печать пристава 2-го стана Сольвычегодского уезда; внизу слева - печати АОКМ с номерами 511, 401.
Примечание:
Выставки, на которых была показана картина: Выставка картин и этюдов полярных путешествий, Соловецкого монастыря и др. А.А. Борисова. Петербург, 1914 г. Кат. 155; Выставка произведений А.А Борисова. К 100-летию со дня рождения. Архангельск, 1966 г. Кат. 19; А.А. Борисов. Учителя и товарищи по мастерской. К 125-летию со дня рождения художника. Архангельск, 1991 г.

Увеличить изображение

ГАВАНЬ В СОЛОВЕЦКОМ МОНАСТЫРЕ
Борисов Александр Алексеевич (1866 - 1934).
1912 г.
Холст на картоне, масло. 32,5 х 51.
Поступила в 1961 г. из АОКМ, ранее (до 1934 г.) хранилась в мастерской художника в с. Евда Красноборского района Архангельской области.
АОМИИ. 548-ж.
Справа внизу - подпись: "А.Б. 12". На обороте справа - наклейка с печатным текстом и двумя сургучными печатями художника: "Симъ удостоверяю, что эта картина, имеющая размеръ…51 на…32 1/5 сантиметровъ, написана действительно мною Худ… ожникъ Александръ Алексеевичъ Борисовъ 1914 года 17 марта". Ниже надпись красным карандашом: "Гавань в Соловецком монастыре". Внизу слева - круглая печать пристава 2-го стана Сольвычегодского уезда и печати АОКМ с номерами 256, 297, 292.
Примечание: Выставки, на которых была показана картина: Выставка картин и этюдов полярных путешествий, Соловецкого монастыря и др. А.А. Борисова. Петербург, 1914 г. Кат. 161; Выставка произведений А.А Борисова. К 100-летию со дня рождения. Архангельск, 1966 г. С. 19; Старейшие художники Севера. Петрозаводск, 1981 г.; Выставка произведений А.А. Борисова. К 120 -летию со дня рождения. Архангельск, 1986 г. Кат. № 27; Выставка, посвященная 50-летию Архангельской организации СХ РСФСР, Москва, Центральный Дом художника, 1988 г. Кат. № 10; А.А. Борисов. Учителя и товарищи по мастерской. К 125-летию со дня рождения художника. Архангельск, 1991 г.

Увеличить изображение

БАБИЙ ОСТРОВ БЛИЗ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ
Борисов Александр Алексеевич (1866 - 1934).
1912 г.(?).
Холст, масло. 14,5 х 27.
Поступила в 1961 г. из АОКМ, ранее (до 1934 г.) хранилась в мастерской художника в с. Евда Красноборского района Архангельской области.
АОМИИ. 307-ж.
Внизу слева - подпись: "Борисовъ". На обороте в центре - авторская полустершаяся надпись графитом: "Бабiй островъ близь Солов. Мон.". Поверх нее - поздняя и неверная надпись чернилами: "У берегов Вайгача". Печати АОКМ с №№ 345, 67.
Примечания: Авторская надпись на обороте имеет дореволюционную орфографию; судя по другим работам, написанным на Соловках, этюд выполнен в 1912 г.
Выставка, на которой была показана картина: Выставка картин и этюдов полярных путешествий, Соловецкого монастыря и др. А.А. Борисова. Петербург, 1914 г. Кат. 152.

© Государственное музейное
объединение «Художественная
культура Русского Севера», 2006
© Музеи участники выставки, 2006
© Издательство Сканрус, 2006
© Авторы статей
и каталожных описаний, 2006

 

НАСЛЕДИЕ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ В МУЗЕЯХ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ:     
Каталог / Сост. Т.М. Кольцова