Содержание
От составителя
Пояснения к каталогу
Список сокращений
Участники выставки
 
 

Т.М. Кольцова

   Т.М. Кольцова

   Иконы Соловецкого монастыря
   Описания предметов:    1    2    3    4

Увеличить изображение

БОГОМАТЕРЬ СМОЛЕНСКАЯ
Вторая половина ХVII в.
Происходит из Соловецкого монастыря. В 1920 - 1930-е годы хранилась в музее СОК, затем в ГИМ, откуда в 1976 г. поступила в СГИАПМЗ.
СГИАПМЗ. КП 1765.
Доска цельная, с ковчегом, с двумя встречными шпонками. Левкас, темпера, золотой ассист. Серебро. Тиснение (басма), литье, гравировка, золочение (венец). 30,7 х 25,2.
Поля и фон под серебряной позолоченной басмой. Венец спарен, украшен гравировкой. На верхнем поле - два щитка с монограммами. На обороте доски - многочисленные надписи: "Д: 140. 113; Г.19.1096; ГИМ 80408/8; ИVIII 1951"; бумажные наклейки: "Соловецкий музей. Инвент. 307. Сектор ист-худ.", наклейка музея СОК: "Музей Соловецкого общества краеведения. Историко-археол. Отд. № 401".
Реставратор В.А. Шапошник (Соловки, СГИАПМЗ, 1995 г.).
Примечание: Номера ГИМ, указанные в акте передачи в СГИАПМЗ, - ГИМ 80408/8, ИVIII 1951, Сол. 307.

Увеличить изображение

БОГОМАТЕРЬ СМОЛЕНСКАЯ
Вторая половина ХVII в.
Русский Север. Поморье.
Происходит из ризницы Соловецкого монастыря. В 1920 - 1930-е гг. хранилась в музее СОК, затем в ГИМ, откуда в 1976 г. поступила в СГИАПМЗ.
СГИАПМЗ. КП 1767-2.
Доска цельная, с двойным ковчегом, с двумя встречными шпонками. Левкас, темпера, цветные лаки, золотой ассист. Серебро. Тиснение (басма), литье, резьба, просечка, золочение (венец). Сердолик. 31,5 х 27.
Поля и фон под серебряной позолоченной басмой. Венец спарен, украшен гравировкой. Венец Богоматери венчается просечными трилистниками. На обороте доски - многочисленные надписи: "Д: 138. 111; Г. 77 / 1094; ГИМ 80408; И VIII 4887"; бумажная наклейка "Ризница Соловецкого монастыря 163/1493-217. По описи Главмузея 27/VIII-1923 года" и наклейка СОК "Музей Соловецкого общества краеведения. Историко-археол. Отд. № 86".
Реставратор В.А. Шапошник (Соловки, СГИАПМЗ).
Источники:
Померанцев Н.Н., Силин Е.И. Описи и акты по приемке историко-художественных предметов Соловецкого монастыря комиссией отдела музеев Н.К.П. 11 августа 1923 года. (Архив СГИАПМЗ. Д. 11-23-71. Т. 1. Л. 58).
Примечание: Номера ГИМ, указанные в акте передачи СГИАПМЗ, - ГИМ 80408/41; И VIII 4887; Сол.262".

Увеличить изображение

БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ
Вторая половина ХVII в.
Русский Север. Поморье.
Происходит из ризницы Соловецкого монастыря. В 1920 - 1930-е гг. хранилась в музее СОК, затем в ГИМ, откуда поступила в 1976 г. в СГИАПМЗ.
СГИАПМЗ. КП 1767-1.
Доска цельная, с двойным ковчегом. Две встречные шпонки. Левкас, темпера, золотой ассист. Серебро. Тиснение, золочение (басма), гравировка (венцы). Хлопчатобумажная рубашка. 31,5 х 27.
Мафорий Богоматери темно-коричневого цвета, украшен по краю каймой, разделанной золотом. Гиматий Христа охристого цвета, с густой разделкой золотым ассистом. По периметру доски и лузги мелкими гвоздиками приколочены ивовые прутики для создания имитации двойного ковчега. Они скрыты под серебряной басмой. Поля и фон закрыты серебряной басмой, декорированной растительным и геометрическим узорами. Сдвоенный венец Богоматери и младенца украшен гравированным растительным орнаментом. По сторонам от нимба - три серебряные гравированные накладки с монограммами. На обороте доски - многочисленные надписи: "Д: 30.23; Г. 30. Н. 1047; ГИМ 80408; И VIII 5491"; бумажная наклейка "Ризница Соловецкого монастыря 177/1464-188" и наклейки с печатями музея СОК и с надписями: "Соловецкий музей. Инвент. № 259 Сектор историко-археолог.; Музей Соловецкого общества краеведения. Историко-археол. Отд. № 60".
Источники:
Н.Н. Померанцев, Е.И. Силин. Описи и акты по приемке историко-художественных предметов Соловецкого монастыря комиссией отдела музеев Н.К.П. 11 августа 1923 года. (Архив СГИАПМЗ. Д. 11-23-71. Т. 1. Л. 56).
Примечание: Номера ГИМ, указанные в акте передачи в СГИАПМЗ; - ГИМ 80408/7; ИVIII-5491; Сол.259.

Увеличить изображение

БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ
Вторая половина ХVII в.
Русский Север. Поморье.
Происходит из Соловецкого монастыря. В 1920 - 1930-е гг. хранилась в музее СОК, затем в ГИМ, откуда передана в СГИАПМЗ в 1976 г.
СГИАПМЗ. КП 1766.
Доска цельная, с двойным ковчегом. Левкас, темпера, золотой ассист. Серебро. Тиснение (басма), литье, гравировка, золочение, просечка (венец и цата). Цветное стекло, перламутровые бусы. Рубашка хлопчатобумажная. 31,2 х 27,2 .
Мафорий Богоматери темно-коричневого цвета, украшен по краю каймой, разделанной золотом. Гиматий Христа охристого цвета, с густой разделкой золотым ассистом. Поля и фон закрыты серебряным басменным окладом. Венцы и цаты крупные, гравированы растительным орнаментом, позолочены. Венцы просечные, украшены стеклами и перламутровыми бусами. На обороте доски - надпись: "Г. 17 Н. 1034"; номера ГИМ - ГИМ 80408, И VIII 1949" и бумажные наклейки: "Соловецкий музей. Инвент. № 170. Сектор Ист-худ.; Музей Соловецкого общества краеведения. Историко-археол. Отд. № 57".
Реставратор В.А. Шапошник (Соловки, СГИАПМЗ).
Примечания: Инвентарные номера ГИМ в акте передачи в СГИАПМЗ - "ГИМ 80408/6", "Сол.170", "ИVIII-1949".

Увеличить изображение

БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ
Вторая половина ХVII в.
Из церкви святителя Филиппа Соловецкого монастыря. Поступила в Северный краевой музей в 1923 г.
АОКМ. КП 7872.
Доска цельная, с двумя встречными шпонками, с ковчегом. Левкас, темпера. Серебро. Тиснение (басма), золочение. 31,5 х 23.
Одежды Богоматери и Младенца Христа обильно прописаны золотым ассистом. Лики Христа, Богоматери имеют характерные описи по контуру лика, носа и губ, выполненные тонкой красной линией. Поля и фон иконы закрыты пластинами орнаментальной басмы растительного характера. Нимб Богоматери двухцветный (охряный и оливковый). На обороте иконы - наклейки: "Главмузей. Соловецкий монастырь. Церковь Филиппа № 24; Северный област. Музей ХI и.о. № 597 208".
Реставратор Е.И. Фокин (Архангельск, АОКМ, 1994).
Примечание: Басма состоит из многочисленных мелких фрагментов, вероятно, в результате поздних чинок.

Увеличить изображение

БОГОМАТЕРЬ ИЗ ДЕИСУСА
Вторая половина ХVII в.
Русский Север. Поморье.
Из ризницы Соловецкого монастыря. Поступила в Северный краевой музей в 1923 г.
АОКМ. КП 7866.
Доска цельная, с двойным ковчегом. Левкас, темпера, позолота. Серебро. Чеканка, золочение (басма). Хлопчатобумажная рубашка. 31,5 х 27.
Богоматерь изображена поясной, в развороте вправо. В руке развернутый свиток с текстом: "ВЛДКО МНО/ГОМИЛО/СТИВЪ ГСИ IСЕ / ХСЕ СНЪ БЖЕ". На голове - белый мафорий, декорированный орнаментальной каймой по краю. На груди Богоматери, "во чреве", в облачном сегменте, изображен в рост Младенец Христос. Поля и фон закрыты орнаментальной басмой. На обороте - надписи красным суриком; "Доп: 44", черной краской: "Г. 21. 1038", а также бумажные наклейки: "Главмузей. Ризница Соловецкого монастыря № 29 / 1279 - 2. По описи 1923 г.; Северный краевой музей. Г. Архангельск. № 198; Северный област. Музей ХI и.о. № 529; 23 / ХVII".
Реставратор Т.М. Мосунова (Москва, ВХНРЦ, 2005).

Увеличить изображение

БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ
Вторая половина ХVII в.
Русский Север. Поморье.
Из Троицкого собора Соловецкого монастыря. В 1923 г. передана в Северный краевой музей.
АОКМ. КП 7792.
Доска цельная, с двумя торцовыми шпонками, с двойным ковчегом. Левкас, темпера. Серебро. Чеканка, гравировка (оклад, цата). Хлопчатобумажная рубашка. 31,5 х 27.
Богоматерь Знамение традиционной иконографии. Одежды прописаны золотым ассистом. На фоне и полях - серебряная басма с растительным узором. Серебряная гравированная цата. Две серебряные накладки по сторонам от нимба с монограммой Богоматери. На обороте, на рубашке, - надпись красной краской: "Г. 64" и бумажные наклейки с печатями и надписями: "86/ 74 17в.; Главмузей. Соловки. Троицкий собор. № 51 /760; № 562 1 кг. 245 гр. 89 г.у. 90".
Реставратор С.Б. Субочев (Архангельск, АФ ВХНРЦ, 2004 - 2005).
Примечание: Накладные венцы утрачены.

Увеличить изображение

БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ
Вторая половина ХVII в. (с поновлениями ХVIII в. ).
Из Троицкого собора Соловецкого монастыря. Поступила в Северный краевой музей в 1923 г.
АОКМ. КП 7949.
Доска цельная, с одной левосторонней шпонкой. Левкас, смешанная техника (темпера, масло). Серебро. Тиснение, золочение (басма). Холст, жемчуг, стеклянные бусины, стекла и камни в металлических кастах (венец и цата). Шитье жемчугом. 26 х 22.
Богоматерь Знамение с шитыми жемчугом и стеклами венцом и цатой. Поля закрыты орнаментальной басмой. На обороте - надпись "Д: 69" и наклейки: "Главмузей. Соловки. Троицкий собор № 93/833 тж 8 г сер. 29 г.; Северный област. Музей № 469 78 18 в; Северный краевой музей 132 сер. 80 г".
Реставраторы Р.А. Носов (Москва, ВХНРЦ, 1984), Е.И. Фокин (Архангельск, АОКМ, 1991).

Увеличить изображение

БОГОМАТЕРЬ, С ПРЕДСТОЯЩИМИ РОСТОВСКИМИ СВЯТЫМИ
Последняя треть ХVII в.
Русский Север. Поморье.
Из ризницы Соловецкого монастыря. В 1923 г. вывезена из Соловков по списку Главмузея и передана в Северный краевой музей.
АОКМ. 7703-ТЖ.
Доска цельная, с двумя встречными шпонками, с двойным ковчегом. Паволока, левкас, темпера, масляные белила, цветные лаки, золотой ассист. Серебро. Тиснение (басма), гравировка (венцы). 31,5 х 27.
В левой части композиции, на облаках, изображена Богоматерь в рост, с младенцем Христом на руках. Христос благословляет правой рукой, двуперстно трех ростовских святителей - Леонтия, Исайи, и Игнатия, изображенных в рост, в правой части композиции. Фигуры святителей - в деисусной композиции, в развороте влево. Руки святых - в молитвенном жесте, обращенном к Богоматери и Христу. Фелони расписаны как с внешней, так и с внутренней стороны растительным или геометрическим орнаментом. Епитрахили перекинуты через левые руки. На голове митрополитов надеты белые клобуки, над ними - соединенный трехчастный венец. Фон иконы зеленый, с облачной разделкой. На обороте - надписи, выполненные черной краской: "Г. 17. 104" и красной краской: "Д: 18. 13", а также бумажные наклейки: "Главмузей. Ризница Соловецкого монастыря. № 85/1386-110; 52 ХVII; Северный краевой музей. Архангельск. 22; Северный област. Музей ХI и.о. № 390; ВХНРЦ. Т-4234".
Реставратор Т.А. Милова (Москва, ВХНРЦ, 2004 - 2005).
Примечания:
Серебряная басма с поздними чинками. Остатки хлопчато-бумажной рубашки бордового цвета на торцах.
Иконография этого образа отражена в книге: "Иконография ростовских святых: Каталог выставки". Ростов, 1998. С. 11-13, 71-75.

БОГОМАТЕРЬ СТРАСТНАЯ
Конец ХVII в.
Из Преображенского собора Соловецкого монастыря. Поступила в в АОМИИ в 1961 г. из АОКМ.
АОМИИ. 209-држ.
Доска цельная, с ковчегом и двумя врезными встречными шпонками. Торцы надставлены деревянными планками (поздними). Левкас, темпера. Бархатная рубашка. 31 х 26.
Богоматерь с младенцем. В верхних углах, на облаках, изображены ангелы в рост, с символами страстей. Одежды святых покрыты тонким золотым ассистом. Остатки гвоздевых отверстий по всей поверхности (остатки крепления басмы). На обороте - надписи красным суриком: "Г. 91", охрой: "23. Н. 15", а также бумажные наклейки: "Главмузей. Соловки. Преображенский собор № 84/24-15; Северный краевой музей. Г. Архангельск. № 131; 48".
Реставратор О.А. Пригородова (Москва, ВХНРЦ, 2005).

Увеличить изображение

НИКОЛА МОЖАЙСКИЙ
Вторая половина ХVII в.
Русский Север. Поморье.
Происходит из ризницы Соловецкого монастыря. В 1920 - 1930-е гг. хранилась в музее СОК, затем в ГИМ, откуда в 1976 г. передана в СГИАПМЗ.
СГИАПМЗ. КП 1758.
Доска цельная, с двойным ковчегом, с двумя врезными встречными шпонками. Левкас, темпера. Серебро. Тиснение (басма), гравировка, скань, золочение, эмаль (венчик). 30,5 х 27,1.
Святой изображен фронтально, в рост. В правой руке держит вертикально поднятый меч, в левой - крепость с храмом. На обороте доски - многочисленные надписи: "Д: 38. 34; ГИМ 80408; И VIII 1933"; бумажная наклейка: "Ризница Соловецкого монастыря 225. По описи Главмузея 27/VIII-1923 года" и наклейки СОК: "Музей Соловецкого общества краеведения. Историко-археол. Отд. № 78; Соловецкий музей. Инв. 180 Сектор ист-худ.".
Источники:
Померанцев Н.Н., Силин Е.И. Описи и акты по приемке историко-художественных предметов Соловецкого монастыря комиссией отдела музеев Н.К.П. 11 августа 1923 года. (Архив СГИАПМЗ. Д. 11-23-71. Т. 1. Л. 61).
Примечание: Номера ГИМ в акте передачи в СГИАПМЗ - ГИМ 80408/20, И VIII 1933, Сол.180.

Увеличить изображение

НИКОЛА МОЖАЙСКИЙ
Последняя треть ХVII в.
Русский Север. Поморье.
Из ризницы Соловецкого монастыря. Поступила в Северный краевой музей в 1923 г.
АОКМ. КП 7700.
Доска цельная, с двумя встречными шпонками, с двойным ковчегом. Левкас, темпера, позолота, твореное серебро. 31,5 х 27.
Святой изображен в рост, фронтально; в левой руке держит меч, в правой - храм. Стоит на розовом подножии. Фелонь розовато-охристая, украшена мелким растительным орнаментом. Слева и справа от Николы, в верхней части, на облаках, в рост изображены Богоматерь и Христос. Облака с тонкой сетчатой черной разделкой. Композиция обрамлена сенью с килевидным многолопастным завершением. Сень утверждена на двух орнаментированных колоннах. На обороте иконы - бумажные наклейки: "Ризница Соловецкого монастыря № 166 (1490-214). По описи Главмузея; 85; Северный област. Музей ХI и.о. № 537".
Реставрирована в ГЦХРМ (Москва, 1964).
Примечание: Сохранились мелкие гвозди и их отверстия в местах крепления утраченной басмы.

Увеличить изображение

НИКОЛА МОЖАЙСКИЙ
Последняя треть ХVII в.
Из Троицкого собора Соловецкого монастыря. Поступила в Северный краевой музей в 1923 г.
АОКМ. КП 7829.
Доска цельная, с дойным ковчегом, с двумя встречными врезными шпонками. Левкас, темпера. Серебро. Тиснение, золочение (басма), гравировка (венцы). 31,5 х 27.
Святой изображен в рост, фронтально. Фелонь украшена орнаментом с четырехконечными крестами в кругах и золотым ассистом. Композиция обрамлена сенью с волютами по краям. Сень утверждена на двух орнаментированных фигурных колоннах. Слева и справа от Николы - Богоматерь и Христос в рост, изображенные в круглых клеймах. На полях - орнаментальная басма с узором растительного характера, у святых - три серебряных гравированных венца с цатами. На обороте - надпись красным суриком: "Д: 30", а также бумажные наклейки: "95; Главмузей. Соловки Троицкий собор № 26 / 656; Северный краевой музей № 108; Северный област. Музей ХI и.о. № 328".
Реставратор О.А. Пригородова (Москва, ВХНРЦ, 2005).

НИКОЛА ЗАРАЙСКИЙ
Последняя треть ХVII в.
Русский Север.
Из ризницы Соловецкого монастыря. Поступила в Северный краевой музей в 1923 г.
АОКМ. КП 7854.
Доска цельная, с двойным ковчегом, с двумя встречными шпонками (верхняя утрачена). Левкас, темпера. Серебро. Тиснение (басма). 32 х 26.
Святой изображен в рост, фронтально; правая рука в благословляющем (двуперстном) жесте. Стоит на розовом прямоугольном подножии. Фелонь украшена орнаментом с кругами и золотым ассистом. Композиция обрамлена сенью с килевидным многолопастным завершением. Сень утверждена на двух орнаментированных колоннах. По внутреннему периметру сени - облака. На полях - орнаментальная басма с узором растительного характера, с поздними чинками вдоль верхнего края. Торцы окрашены красновато-коричневой краской. На обороте - надписи: "1132; Д:31; 31" и бумажные наклейки: "Ризница Соловецкого монастыря № 74/ 1358-82; Северный краевой музей 201; Северный област. Музей ХI и.о. № 327".

Увеличить изображение

АНТОНИЙ РИМЛЯНИН
Вторая половина ХVII в.
Из Воскресенской церкви Голгофо-Распятского скита на о. Анзер. В 1923 г. поступила в Северный краевой музей, откуда в 1961 г. передана в АОМИИ.
АОМИИ. 228-држ.
Доска цельная, с ковчегом. Две врезные встречные шпонки. Левкас, темпера. 31 х 27,5.
Святой Антоний изображен в правой части иконы, в рост, в развороте влево. Руки сложены в молитвенном жесте и обращены к Богоматери с младенцем. Одет в темно-коричневую мантию и темно-синюю схиму с накинутым на голову кукулем. Святой стоит на овальном подножии, имитирующем камень, плывущий по реке. Композиция на фоне архитектурного пейзажа: изображен монастырь за деревянной оградой. На обороте, на верхней шпонке, - надпись: "ПОСТАВИЛИ СЕЙ ОБРАЗ ОБИТЕЛ… АНТОНIЯ ВЕЛИКАГО РИМЛЯНИНА ТРИ ДIАКОН… АФОНАСIЙ. И ВИСАРIОНЪ… КИРИЛЪ. В ДОМЪ ПР(Е)П(О)ДОБНЫМЪ ЧЮДОТВОРЦОМЪ ЗОСИМ… И САВАТИЮ". На обороте - надпись черной краской: "риз", красной краской: "Р.. 58: Гол:"; бумажные наклейки с надписями: "36; Реэст. Голгоф. № 58".
Реставраторы Н. Н. Николадзе, Л. И. Иншакова (Москва, ГЦХНРМ, 1964).
Литература:
Северные письма. Собрание Архангельского музея изобразительных искусств: Каталог / Сост. О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова. Архангельск, 1999. С. 91.
Примечание: Икона "Антоний Римлянин в молении" упомянута в описи монастырской ризной казны в 1692 г. В то время она находилась в групповом киоте, установленном около одного из столпов Преображенского собора (СПб ИИ РАН. Колл. 2. Д. 144. Л. 110).

Увеличить изображение

ПАРАСКЕВА ПЯТНИЦА
Вторая половина ХVII в.
Русский Север. Поморье.
Происходит из Соловецкого монастыря. В 1920 - 1930-е гг. хранилась в музее СОК, затем в ГИМ, откуда в 1976 г. поступила в СГИАПМЗ.
СГИАПМЗ. КП 1764.
Доска цельная, с ковчегом, с одной левосторонней шпонкой. Серебро. Тиснение, золочение (басма). 27,7 х 24,3.
Святая представлена в рост, фронтально, в правой руке - мученический крест, в левой - свиток с текстом "Символа веры": "ВЕРУЮ / ВО ЕДИНА/ГО БГА О/ЦА ВСЕ/ДЕРЖИ/ТЕЛЯ ТВО/РЪЦА НЕ/БО И ЗЕМЛИ". На обороте доски - многочисленные надписи: "Д: 35. 18; Р: 86; ГИМ 80408; И VIII 1952" и бумажная наклейка музея СОК: "Соловецкий музей. Инв. 269. Сектор худ-археол".
Реставратор В.А. Шапошник (Соловки, СГИАПМЗ, 2000).
Примечание: Номера ГИМ, указанные в акте передачи в СГИАПМЗ: "ГИМ 80408/11"; "ИVIII-1952", "Сол.269".

СПИРИДОН ТРИМИФУНТСКИЙ
Вторая половина ХVII в.
Из Троицкого собора Соловецкого монастыря. В 1923 г. поступила в Северный краевой музей.
АОКМ. КП 7860.
Доска цельная, с двумя встречными шпонками (верхняя утрачена). Левкас, темпера, цветные лаки, позолота. Серебро. Тиснение (басма), гравировка (венцы), золочение. 31, 5 х 28.
Святой представлен в рост, фронтально. Одежды святительские: орнаментированная фелонь, украшенная растительным орнаментом, испод - геометрическим. В левой руке держит Евангелие на сулке. На верхнем поле, на облаках, - оплечное изображение Христа. Фон и поля декорированы серебряной басмой растительного характера. Два венца гравированы. На обороте - потухшая карандашная надпись: "Къ Кресту…", красным карандашом написано: "Д:86". Несколько бумажных наклеек: "Главмузей. Соловки. Троиц. Собор. № 25/655; Северный краеведческий музей. Г. Архангельск. 172; Северный областной музей. Отдел ХI И.О / 479".
Реставратор И.Н. Тяпкина (Архангельск, АФ ВХНРЦ, 2005 - 2006).
Примечание: Икона сохранилась частично под поздней записью. В описи монастыря конца ХIХ - начала ХХ в. икона упомянута в Троицком соборе: "Спиридона Тримифунтскаго… два венца, цата и подпись резные, свет и поля басменные серебряные золоченые (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 40. Л. 174 об).

ОГНЕННОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ ИЛИИ ПРОРОКА
Вторая половина ХVII в.
Из ризницы Соловецкого монастыря. В 1923 г. вывезена из Соловков по списку Главмузея и передана в Северный краевой музей.
АОКМ. КП 7883.
Доска цельная, с двумя встречными шпонками (нижняя утрачена), с двойным ковчегом. Левкас, темпера. Серебро. Тиснение, позолота (басма), гравировка, золочение (венцы). Фрагменты хлопчатобумажной рубашки. 31 х 27.
Басма "в свету" и на полях. Шесть венцов гравированных. На обороте надписи, выполненные суриком: "Д:14", черной краской: "Д: 12. Н. 1999", а также бумажные наклейки: "Главмузей. Ризница Соловецкого монастыря. № 230. По описи Главмузея 27 / ХVIII- 1923; Северный краевой музей. Архангельск. 23; Северный област. Музей ХI и.о. № 478".
Реставратор Е.В. Рыжакова (Москва, ВХНРЦ, 2006).

Увеличить изображение

ЧУДО О ФЛОРЕ И ЛАВРЕ
Последняя треть ХVII в.
Русский Север. Поморье.
Из ризницы Соловецкого монастыря. Поступила в Северный краевой музей в 1923 г.
АОКМ. КП 7853.
Доска цельная, с двойным ковчегом и двумя встречными шпонками. Серебро. Штамповка, золочение (басма), гравировка (венцы). 31 х 27.
Икона условно разделена на две части по вертикали. В верхней части изображен Архангел Михаил в рост, который держит двух оседланных коней на длинных поводьях. По сторонам от него изображены святые Флор и Лавр. Внизу - три всадника, погоняющие лошадей к реке. Архитектурный фон с преобладанием розового цвета. На верхнем поле - надпись: "АНГЛЪ ПОСЫЛАЕ СТА КО ФЛОРУ И ЛАВРУ". Надписи на обороте иконы: "Г. 9. 1128; Д :8". Бумажные наклейки: "Ризница Соловецкого монастыря № 176/ 1480 - 204. По описи Главмузея 27/VIII-1923 г.; Северный краевой музей 6; Северный област. Музей ХI и.о. № 332 184".
Реставратор Г.Ф. Коваль (Москва, ВХНРЦ, 1994).
Примечания:
Серебряная басма закрывала поля иконы. Басма и венцы сняты с иконы и смонтированы после реставрации отдельно, на фотографии с иконы, выполненной в размер подлинной (АОКМ. 184 ГУ).
Икона упомянута в описи монастырской ризной казны в 1692 г. В то время она находилась в групповом киоте, установленном около одного из столпов Преображенского собора (СПб ИИ РАН. Колл. 2. Д. 144. Л. 57).


<    1    2    3    4    >   

© Государственное музейное
объединение «Художественная
культура Русского Севера», 2006
© Музеи участники выставки, 2006
© Издательство Сканрус, 2006
© Авторы статей
и каталожных описаний, 2006

 

НАСЛЕДИЕ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ В МУЗЕЯХ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ:     
Каталог / Сост. Т.М. Кольцова