|
БОГОМАТЕРЬ СМОЛЕНСКАЯ
Вторая половина ХVII в.
Происходит из Соловецкого монастыря. В 1920 - 1930-е годы хранилась в музее СОК, затем в ГИМ, откуда в 1976 г. поступила в СГИАПМЗ.
СГИАПМЗ. КП 1765.
Доска цельная, с ковчегом, с двумя встречными шпонками. Левкас, темпера, золотой ассист. Серебро. Тиснение (басма), литье, гравировка, золочение (венец). 30,7 х 25,2.
Поля и фон под серебряной позолоченной басмой. Венец спарен, украшен гравировкой. На верхнем поле - два щитка с монограммами. На обороте доски - многочисленные надписи: "Д: 140. 113; Г.19.1096; ГИМ 80408/8; ИVIII 1951"; бумажные наклейки: "Соловецкий музей. Инвент. 307. Сектор ист-худ.", наклейка музея СОК: "Музей Соловецкого общества краеведения. Историко-археол. Отд. № 401".
Реставратор В.А. Шапошник (Соловки, СГИАПМЗ, 1995 г.).
Примечание:
Номера ГИМ, указанные в акте передачи в СГИАПМЗ, - ГИМ 80408/8, ИVIII 1951, Сол. 307.
|
|
БОГОМАТЕРЬ СМОЛЕНСКАЯ
Вторая половина ХVII в.
Русский Север. Поморье.
Происходит из ризницы Соловецкого монастыря. В 1920 - 1930-е гг. хранилась в музее СОК, затем в ГИМ, откуда в 1976 г. поступила в СГИАПМЗ.
СГИАПМЗ. КП 1767-2.
Доска цельная, с двойным ковчегом, с двумя встречными шпонками. Левкас, темпера, цветные лаки, золотой ассист. Серебро. Тиснение (басма), литье, резьба, просечка, золочение (венец). Сердолик. 31,5 х 27.
Поля и фон под серебряной позолоченной басмой. Венец спарен, украшен гравировкой. Венец Богоматери венчается просечными трилистниками. На обороте доски - многочисленные надписи: "Д: 138. 111; Г. 77 / 1094; ГИМ 80408; И VIII 4887"; бумажная наклейка "Ризница Соловецкого монастыря 163/1493-217. По описи Главмузея 27/VIII-1923 года" и наклейка СОК "Музей Соловецкого общества краеведения. Историко-археол. Отд. № 86".
Реставратор В.А. Шапошник (Соловки, СГИАПМЗ).
Источники:
Померанцев Н.Н., Силин Е.И. Описи и акты по приемке историко-художественных предметов Соловецкого монастыря комиссией отдела музеев Н.К.П. 11 августа 1923 года. (Архив СГИАПМЗ. Д. 11-23-71. Т. 1. Л. 58).
Примечание:
Номера ГИМ, указанные в акте передачи СГИАПМЗ, - ГИМ 80408/41; И VIII 4887; Сол.262".
|
|
БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ
Вторая половина ХVII в.
Русский Север. Поморье.
Происходит из ризницы Соловецкого монастыря. В 1920 - 1930-е гг. хранилась в музее СОК, затем в ГИМ, откуда поступила в 1976 г. в СГИАПМЗ.
СГИАПМЗ. КП 1767-1.
Доска цельная, с двойным ковчегом. Две встречные шпонки. Левкас, темпера, золотой ассист. Серебро. Тиснение, золочение (басма), гравировка (венцы). Хлопчатобумажная рубашка. 31,5 х 27.
Мафорий Богоматери темно-коричневого цвета, украшен по краю каймой, разделанной золотом. Гиматий Христа охристого цвета, с густой разделкой золотым ассистом. По периметру доски и лузги мелкими гвоздиками приколочены ивовые прутики для создания имитации двойного ковчега. Они скрыты под серебряной басмой. Поля и фон закрыты серебряной басмой, декорированной растительным и геометрическим узорами. Сдвоенный венец Богоматери и младенца украшен гравированным растительным орнаментом. По сторонам от нимба - три серебряные гравированные накладки с монограммами. На обороте доски - многочисленные надписи: "Д: 30.23; Г. 30. Н. 1047; ГИМ 80408; И VIII 5491"; бумажная наклейка "Ризница Соловецкого монастыря 177/1464-188" и наклейки с печатями музея СОК и с надписями: "Соловецкий музей. Инвент. № 259 Сектор историко-археолог.; Музей Соловецкого общества краеведения. Историко-археол. Отд. № 60".
Источники:
Н.Н. Померанцев, Е.И. Силин. Описи и акты по приемке историко-художественных предметов Соловецкого монастыря комиссией отдела музеев Н.К.П. 11 августа 1923 года. (Архив СГИАПМЗ. Д. 11-23-71. Т. 1. Л. 56).
Примечание:
Номера ГИМ, указанные в акте передачи в СГИАПМЗ; - ГИМ 80408/7; ИVIII-5491; Сол.259.
|
|
БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ
Вторая половина ХVII в.
Русский Север. Поморье.
Происходит из Соловецкого монастыря. В 1920 - 1930-е гг. хранилась в музее СОК, затем в ГИМ, откуда передана в СГИАПМЗ в 1976 г.
СГИАПМЗ. КП 1766.
Доска цельная, с двойным ковчегом. Левкас, темпера, золотой ассист. Серебро. Тиснение (басма), литье, гравировка, золочение, просечка (венец и цата). Цветное стекло, перламутровые бусы. Рубашка хлопчатобумажная. 31,2 х 27,2 .
Мафорий Богоматери темно-коричневого цвета, украшен по краю каймой, разделанной золотом. Гиматий Христа охристого цвета, с густой разделкой золотым ассистом. Поля и фон закрыты серебряным басменным окладом. Венцы и цаты крупные, гравированы растительным орнаментом, позолочены. Венцы просечные, украшены стеклами и перламутровыми бусами. На обороте доски - надпись: "Г. 17 Н. 1034"; номера ГИМ - ГИМ 80408, И VIII 1949" и бумажные наклейки: "Соловецкий музей. Инвент. № 170. Сектор Ист-худ.; Музей Соловецкого общества краеведения. Историко-археол. Отд. № 57".
Реставратор В.А. Шапошник (Соловки, СГИАПМЗ).
Примечания:
Инвентарные номера ГИМ в акте передачи в СГИАПМЗ - "ГИМ 80408/6", "Сол.170", "ИVIII-1949".
|
|
БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ
Вторая половина ХVII в.
Из церкви святителя Филиппа Соловецкого монастыря. Поступила в Северный краевой музей в 1923 г.
АОКМ. КП 7872.
Доска цельная, с двумя встречными шпонками, с ковчегом. Левкас, темпера. Серебро. Тиснение (басма), золочение. 31,5 х 23.
Одежды Богоматери и Младенца Христа обильно прописаны золотым ассистом. Лики Христа, Богоматери имеют характерные описи по контуру лика, носа и губ, выполненные тонкой красной линией. Поля и фон иконы закрыты пластинами орнаментальной басмы растительного характера. Нимб Богоматери двухцветный (охряный и оливковый). На обороте иконы - наклейки: "Главмузей. Соловецкий монастырь. Церковь Филиппа № 24; Северный област. Музей ХI и.о. № 597 208".
Реставратор Е.И. Фокин (Архангельск, АОКМ, 1994).
Примечание:
Басма состоит из многочисленных мелких фрагментов, вероятно, в результате поздних чинок.
|
|
БОГОМАТЕРЬ ИЗ ДЕИСУСА
Вторая половина ХVII в.
Русский Север. Поморье.
Из ризницы Соловецкого монастыря. Поступила в Северный краевой музей в 1923 г.
АОКМ. КП 7866.
Доска цельная, с двойным ковчегом. Левкас, темпера, позолота. Серебро. Чеканка, золочение (басма). Хлопчатобумажная рубашка. 31,5 х 27.
Богоматерь изображена поясной, в развороте вправо. В руке развернутый свиток с текстом: "ВЛДКО МНО/ГОМИЛО/СТИВЪ ГСИ IСЕ / ХСЕ СНЪ БЖЕ". На голове - белый мафорий, декорированный орнаментальной каймой по краю. На груди Богоматери, "во чреве", в облачном сегменте, изображен в рост Младенец Христос. Поля и фон закрыты орнаментальной басмой. На обороте - надписи красным суриком; "Доп: 44", черной краской: "Г. 21. 1038", а также бумажные наклейки: "Главмузей. Ризница Соловецкого монастыря № 29 / 1279 - 2. По описи 1923 г.; Северный краевой музей. Г. Архангельск. № 198; Северный област. Музей ХI и.о. № 529; 23 / ХVII".
Реставратор Т.М. Мосунова (Москва, ВХНРЦ, 2005).
|
|
БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ
Вторая половина ХVII в.
Русский Север. Поморье.
Из Троицкого собора Соловецкого монастыря. В 1923 г. передана в Северный краевой музей.
АОКМ. КП 7792.
Доска цельная, с двумя торцовыми шпонками, с двойным ковчегом. Левкас, темпера. Серебро. Чеканка, гравировка (оклад, цата). Хлопчатобумажная рубашка. 31,5 х 27.
Богоматерь Знамение традиционной иконографии. Одежды прописаны золотым ассистом. На фоне и полях - серебряная басма с растительным узором. Серебряная гравированная цата. Две серебряные накладки по сторонам от нимба с монограммой Богоматери. На обороте, на рубашке, - надпись красной краской: "Г. 64" и бумажные наклейки с печатями и надписями: "86/ 74 17в.; Главмузей. Соловки. Троицкий собор. № 51 /760; № 562 1 кг. 245 гр. 89 г.у. 90".
Реставратор С.Б. Субочев (Архангельск, АФ ВХНРЦ, 2004 - 2005).
Примечание:
Накладные венцы утрачены.
|
|
БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ
Вторая половина ХVII в. (с поновлениями ХVIII в. ).
Из Троицкого собора Соловецкого монастыря. Поступила в Северный краевой музей в 1923 г.
АОКМ. КП 7949.
Доска цельная, с одной левосторонней шпонкой. Левкас, смешанная техника (темпера, масло). Серебро. Тиснение, золочение (басма). Холст, жемчуг, стеклянные бусины, стекла и камни в металлических кастах (венец и цата). Шитье жемчугом. 26 х 22.
Богоматерь Знамение с шитыми жемчугом и стеклами венцом и цатой. Поля закрыты орнаментальной басмой. На обороте - надпись "Д: 69" и наклейки: "Главмузей. Соловки. Троицкий собор № 93/833 тж 8 г сер. 29 г.; Северный област. Музей № 469 78 18 в; Северный краевой музей 132 сер. 80 г".
Реставраторы Р.А. Носов (Москва, ВХНРЦ, 1984), Е.И. Фокин (Архангельск, АОКМ, 1991).
|
|
БОГОМАТЕРЬ, С ПРЕДСТОЯЩИМИ РОСТОВСКИМИ СВЯТЫМИ
Последняя треть ХVII в.
Русский Север. Поморье.
Из ризницы Соловецкого монастыря. В 1923 г. вывезена из Соловков по списку Главмузея и передана в Северный краевой музей.
АОКМ. 7703-ТЖ.
Доска цельная, с двумя встречными шпонками, с двойным ковчегом. Паволока, левкас, темпера, масляные белила, цветные лаки, золотой ассист. Серебро. Тиснение (басма), гравировка (венцы). 31,5 х 27.
В левой части композиции, на облаках, изображена Богоматерь в рост, с младенцем Христом на руках. Христос благословляет правой рукой, двуперстно трех ростовских святителей - Леонтия, Исайи, и Игнатия, изображенных в рост, в правой части композиции. Фигуры святителей - в деисусной композиции, в развороте влево. Руки святых - в молитвенном жесте, обращенном к Богоматери и Христу. Фелони расписаны как с внешней, так и с внутренней стороны растительным или геометрическим орнаментом. Епитрахили перекинуты через левые руки. На голове митрополитов надеты белые клобуки, над ними - соединенный трехчастный венец. Фон иконы зеленый, с облачной разделкой. На обороте - надписи, выполненные черной краской: "Г. 17. 104" и красной краской: "Д: 18. 13", а также бумажные наклейки: "Главмузей. Ризница Соловецкого монастыря. № 85/1386-110; 52 ХVII; Северный краевой музей. Архангельск. 22; Северный област. Музей ХI и.о. № 390; ВХНРЦ. Т-4234".
Реставратор Т.А. Милова (Москва, ВХНРЦ, 2004 - 2005).
Примечания:
Серебряная басма с поздними чинками. Остатки хлопчато-бумажной рубашки бордового цвета на торцах.
Иконография этого образа отражена в книге: "Иконография ростовских святых: Каталог выставки". Ростов, 1998. С. 11-13, 71-75.
|
БОГОМАТЕРЬ СТРАСТНАЯ
Конец ХVII в.
Из Преображенского собора Соловецкого монастыря. Поступила в в АОМИИ в 1961 г. из АОКМ.
АОМИИ. 209-држ.
Доска цельная, с ковчегом и двумя врезными встречными шпонками. Торцы надставлены деревянными планками (поздними). Левкас, темпера. Бархатная рубашка. 31 х 26.
Богоматерь с младенцем. В верхних углах, на облаках, изображены ангелы в рост, с символами страстей. Одежды святых покрыты тонким золотым ассистом. Остатки гвоздевых отверстий по всей поверхности (остатки крепления басмы). На обороте - надписи красным суриком: "Г. 91", охрой: "23. Н. 15", а также бумажные наклейки: "Главмузей. Соловки. Преображенский собор № 84/24-15; Северный краевой музей. Г. Архангельск. № 131; 48".
Реставратор О.А. Пригородова (Москва, ВХНРЦ, 2005).
|
|
НИКОЛА МОЖАЙСКИЙ
Вторая половина ХVII в.
Русский Север. Поморье.
Происходит из ризницы Соловецкого монастыря. В 1920 - 1930-е гг. хранилась в музее СОК, затем в ГИМ, откуда в 1976 г. передана в СГИАПМЗ.
СГИАПМЗ. КП 1758.
Доска цельная, с двойным ковчегом, с двумя врезными встречными шпонками. Левкас, темпера. Серебро. Тиснение (басма), гравировка, скань, золочение, эмаль (венчик). 30,5 х 27,1.
Святой изображен фронтально, в рост. В правой руке держит вертикально поднятый меч, в левой - крепость с храмом. На обороте доски - многочисленные надписи: "Д: 38. 34; ГИМ 80408; И VIII 1933"; бумажная наклейка: "Ризница Соловецкого монастыря 225. По описи Главмузея 27/VIII-1923 года" и наклейки СОК: "Музей Соловецкого общества краеведения. Историко-археол. Отд. № 78; Соловецкий музей. Инв. 180 Сектор ист-худ.".
Источники:
Померанцев Н.Н., Силин Е.И. Описи и акты по приемке историко-художественных предметов Соловецкого монастыря комиссией отдела музеев Н.К.П. 11 августа 1923 года. (Архив СГИАПМЗ. Д. 11-23-71. Т. 1. Л. 61).
Примечание:
Номера ГИМ в акте передачи в СГИАПМЗ - ГИМ 80408/20, И VIII 1933, Сол.180.
|
|
НИКОЛА МОЖАЙСКИЙ
Последняя треть ХVII в.
Русский Север. Поморье.
Из ризницы Соловецкого монастыря. Поступила в Северный краевой музей в 1923 г.
АОКМ. КП 7700.
Доска цельная, с двумя встречными шпонками, с двойным ковчегом. Левкас, темпера, позолота, твореное серебро. 31,5 х 27.
Святой изображен в рост, фронтально; в левой руке держит меч, в правой - храм. Стоит на розовом подножии. Фелонь розовато-охристая, украшена мелким растительным орнаментом. Слева и справа от Николы, в верхней части, на облаках, в рост изображены Богоматерь и Христос. Облака с тонкой сетчатой черной разделкой. Композиция обрамлена сенью с килевидным многолопастным завершением. Сень утверждена на двух орнаментированных колоннах. На обороте иконы - бумажные наклейки: "Ризница Соловецкого монастыря № 166 (1490-214). По описи Главмузея; 85; Северный област. Музей ХI и.о. № 537".
Реставрирована в ГЦХРМ (Москва, 1964).
Примечание:
Сохранились мелкие гвозди и их отверстия в местах крепления утраченной басмы.
|
|
НИКОЛА МОЖАЙСКИЙ
Последняя треть ХVII в.
Из Троицкого собора Соловецкого монастыря. Поступила в Северный краевой музей в 1923 г.
АОКМ. КП 7829.
Доска цельная, с дойным ковчегом, с двумя встречными врезными шпонками. Левкас, темпера. Серебро. Тиснение, золочение (басма), гравировка (венцы). 31,5 х 27.
Святой изображен в рост, фронтально. Фелонь украшена орнаментом с четырехконечными крестами в кругах и золотым ассистом. Композиция обрамлена сенью с волютами по краям. Сень утверждена на двух орнаментированных фигурных колоннах. Слева и справа от Николы - Богоматерь и Христос в рост, изображенные в круглых клеймах. На полях - орнаментальная басма с узором растительного характера, у святых - три серебряных гравированных венца с цатами. На обороте - надпись красным суриком: "Д: 30", а также бумажные наклейки: "95; Главмузей. Соловки Троицкий собор № 26 / 656; Северный краевой музей № 108; Северный област. Музей ХI и.о. № 328".
Реставратор О.А. Пригородова (Москва, ВХНРЦ, 2005).
|
НИКОЛА ЗАРАЙСКИЙ
Последняя треть ХVII в.
Русский Север.
Из ризницы Соловецкого монастыря. Поступила в Северный краевой музей в 1923 г.
АОКМ. КП 7854.
Доска цельная, с двойным ковчегом, с двумя встречными шпонками (верхняя утрачена). Левкас, темпера. Серебро. Тиснение (басма). 32 х 26.
Святой изображен в рост, фронтально; правая рука в благословляющем (двуперстном) жесте. Стоит на розовом прямоугольном подножии. Фелонь украшена орнаментом с кругами и золотым ассистом. Композиция обрамлена сенью с килевидным многолопастным завершением. Сень утверждена на двух орнаментированных колоннах. По внутреннему периметру сени - облака. На полях - орнаментальная басма с узором растительного характера, с поздними чинками вдоль верхнего края. Торцы окрашены красновато-коричневой краской. На обороте - надписи: "1132; Д:31; 31" и бумажные наклейки: "Ризница Соловецкого монастыря № 74/ 1358-82; Северный краевой музей 201; Северный област. Музей ХI и.о. № 327".
|
|
АНТОНИЙ РИМЛЯНИН
Вторая половина ХVII в.
Из Воскресенской церкви Голгофо-Распятского скита на о. Анзер. В 1923 г. поступила в Северный краевой музей, откуда в 1961 г. передана в АОМИИ.
АОМИИ. 228-држ.
Доска цельная, с ковчегом. Две врезные встречные шпонки. Левкас, темпера. 31 х 27,5.
Святой Антоний изображен в правой части иконы, в рост, в развороте влево. Руки сложены в молитвенном жесте и обращены к Богоматери с младенцем. Одет в темно-коричневую мантию и темно-синюю схиму с накинутым на голову кукулем. Святой стоит на овальном подножии, имитирующем камень, плывущий по реке. Композиция на фоне архитектурного пейзажа: изображен монастырь за деревянной оградой. На обороте, на верхней шпонке, - надпись: "ПОСТАВИЛИ СЕЙ ОБРАЗ ОБИТЕЛ… АНТОНIЯ ВЕЛИКАГО РИМЛЯНИНА ТРИ ДIАКОН… АФОНАСIЙ. И ВИСАРIОНЪ… КИРИЛЪ. В ДОМЪ ПР(Е)П(О)ДОБНЫМЪ ЧЮДОТВОРЦОМЪ ЗОСИМ… И САВАТИЮ". На обороте - надпись черной краской: "риз", красной краской: "Р.. 58: Гол:"; бумажные наклейки с надписями: "36; Реэст. Голгоф. № 58".
Реставраторы Н. Н. Николадзе, Л. И. Иншакова (Москва, ГЦХНРМ, 1964).
Литература:
Северные письма. Собрание Архангельского музея изобразительных искусств: Каталог / Сост. О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова. Архангельск, 1999. С. 91.
Примечание:
Икона "Антоний Римлянин в молении" упомянута в описи монастырской ризной казны в 1692 г. В то время она находилась в групповом киоте, установленном около одного из столпов Преображенского собора (СПб ИИ РАН. Колл. 2. Д. 144. Л. 110).
|
|
ПАРАСКЕВА ПЯТНИЦА
Вторая половина ХVII в.
Русский Север. Поморье.
Происходит из Соловецкого монастыря. В 1920 - 1930-е гг. хранилась в музее СОК, затем в ГИМ, откуда в 1976 г. поступила в СГИАПМЗ.
СГИАПМЗ. КП 1764.
Доска цельная, с ковчегом, с одной левосторонней шпонкой. Серебро. Тиснение, золочение (басма). 27,7 х 24,3.
Святая представлена в рост, фронтально, в правой руке - мученический крест, в левой - свиток с текстом "Символа веры": "ВЕРУЮ / ВО ЕДИНА/ГО БГА О/ЦА ВСЕ/ДЕРЖИ/ТЕЛЯ ТВО/РЪЦА НЕ/БО И ЗЕМЛИ". На обороте доски - многочисленные надписи: "Д: 35. 18; Р: 86; ГИМ 80408; И VIII 1952" и бумажная наклейка музея СОК: "Соловецкий музей. Инв. 269. Сектор худ-археол".
Реставратор В.А. Шапошник (Соловки, СГИАПМЗ, 2000).
Примечание:
Номера ГИМ, указанные в акте передачи в СГИАПМЗ: "ГИМ 80408/11"; "ИVIII-1952", "Сол.269".
|
СПИРИДОН ТРИМИФУНТСКИЙ
Вторая половина ХVII в.
Из Троицкого собора Соловецкого монастыря. В 1923 г. поступила в Северный краевой музей.
АОКМ. КП 7860.
Доска цельная, с двумя встречными шпонками (верхняя утрачена). Левкас, темпера, цветные лаки, позолота. Серебро. Тиснение (басма), гравировка (венцы), золочение. 31, 5 х 28.
Святой представлен в рост, фронтально. Одежды святительские: орнаментированная фелонь, украшенная растительным орнаментом, испод - геометрическим. В левой руке держит Евангелие на сулке. На верхнем поле, на облаках, - оплечное изображение Христа. Фон и поля декорированы серебряной басмой растительного характера. Два венца гравированы. На обороте - потухшая карандашная надпись: "Къ Кресту…", красным карандашом написано: "Д:86". Несколько бумажных наклеек: "Главмузей. Соловки. Троиц. Собор. № 25/655; Северный краеведческий музей. Г. Архангельск. 172; Северный областной музей. Отдел ХI И.О / 479".
Реставратор И.Н. Тяпкина (Архангельск, АФ ВХНРЦ, 2005 - 2006).
Примечание:
Икона сохранилась частично под поздней записью. В описи монастыря конца ХIХ - начала ХХ в. икона упомянута в Троицком соборе: "Спиридона Тримифунтскаго… два венца, цата и подпись резные, свет и поля басменные серебряные золоченые (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 40. Л. 174 об).
|
ОГНЕННОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ ИЛИИ ПРОРОКА
Вторая половина ХVII в.
Из ризницы Соловецкого монастыря. В 1923 г. вывезена из Соловков по списку Главмузея и передана в Северный краевой музей.
АОКМ. КП 7883.
Доска цельная, с двумя встречными шпонками (нижняя утрачена), с двойным ковчегом. Левкас, темпера. Серебро. Тиснение, позолота (басма), гравировка, золочение (венцы). Фрагменты хлопчатобумажной рубашки. 31 х 27.
Басма "в свету" и на полях. Шесть венцов гравированных. На обороте надписи, выполненные суриком: "Д:14", черной краской: "Д: 12. Н. 1999", а также бумажные наклейки: "Главмузей. Ризница Соловецкого монастыря. № 230. По описи Главмузея 27 / ХVIII- 1923; Северный краевой музей. Архангельск. 23; Северный област. Музей ХI и.о. № 478".
Реставратор Е.В. Рыжакова (Москва, ВХНРЦ, 2006).
|
|
ЧУДО О ФЛОРЕ И ЛАВРЕ
Последняя треть ХVII в.
Русский Север. Поморье.
Из ризницы Соловецкого монастыря. Поступила в Северный краевой музей в 1923 г.
АОКМ. КП 7853.
Доска цельная, с двойным ковчегом и двумя встречными шпонками. Серебро. Штамповка, золочение (басма), гравировка (венцы). 31 х 27.
Икона условно разделена на две части по вертикали. В верхней части изображен Архангел Михаил в рост, который держит двух оседланных коней на длинных поводьях. По сторонам от него изображены святые Флор и Лавр. Внизу - три всадника, погоняющие лошадей к реке. Архитектурный фон с преобладанием розового цвета. На верхнем поле - надпись: "АНГЛЪ ПОСЫЛАЕ СТА КО ФЛОРУ И ЛАВРУ". Надписи на обороте иконы: "Г. 9. 1128; Д :8". Бумажные наклейки: "Ризница Соловецкого монастыря № 176/ 1480 - 204. По описи Главмузея 27/VIII-1923 г.; Северный краевой музей 6; Северный област. Музей ХI и.о. № 332 184".
Реставратор Г.Ф. Коваль (Москва, ВХНРЦ, 1994).
Примечания:
Серебряная басма закрывала поля иконы. Басма и венцы сняты с иконы и смонтированы после реставрации отдельно, на фотографии с иконы, выполненной в размер подлинной (АОКМ. 184 ГУ).
Икона упомянута в описи монастырской ризной казны в 1692 г. В то время она находилась в групповом киоте, установленном около одного из столпов Преображенского собора (СПб ИИ РАН. Колл. 2. Д. 144. Л. 57).
|
|