Содержание
От составителя
Пояснения к каталогу
Список сокращений
Участники выставки
 
 

Т.М. Кольцова

   Т.М. Кольцова

   Иконы Соловецкого монастыря
   Описания предметов:    1    2    3    4

Увеличить изображение

ЗОСИМА И САВВАТИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, С МОНАСТЫРЕМ
Вторая половина ХVII в.
Из Соловецкого монастыря. Поступила в СГИАПМЗ в 1967 г. из ММК.
СГИАПМЗ. КП 51.
Доска цельная, с ковчегом. Левкас, темпера. Медь. Штамповка (оклад). Серебро. Гравировка (венцы). Жемчуг. Шитье (венцы, цаты). 31 х 25.
Зосима и Савватий изображены в рост, в развороте к центру; они поддерживают Соловецкий монастырь. У Зосимы свиток с текстом: "НЕ СКОРЪ/БИТЕ ОУ/БО БРАТ/ИЯ МОЯ/ НО ПОСЕМ/У РАЗУМ/ЕIТЕ АЩ/Е ДЕЛА М/ОЯ ОУГО/ДЪНА П/РЕД БОГОМ". Над монастырем, в круглом клейме - Богоматерь с младенцем на троне, в окружении двух ангелов. Вверху в центре, на верхнем поле, в круглом клейме - Троица Ветхозаветная, от которой отходят четыре луча с изображениями символов евангелистов. Поля закрыты пластинами из красной меди. На фоне - серебряный гравированный оклад. Венцы и цаты серебряные, гравированные. На обороте доски - многочисленные надписи: в центре - "Д:32.; Г.32.1208", внизу - "№ 19 оп.".
Реставратор В.А. Шапошник (Соловки, СГИАПМЗ).
Примечание: Инвентарный номер ММК, указанный в акте передачи в СГИАПМЗ, - 4950 соб.

ЗОСИМА И САВВАТИЙ СОЛОВЕЦКИЕ
Вторая половина ХVII в.
АОКМ. КП 7862.
Доска цельная, с двумя встречными шпонками, с ковчегом. Левкас, темпера. Серебро. Тиснение, позолота (басма), гравировка (венцы). 31,5 х 27.
Зосима и Савватий в рост, в развороте к центру, в молении Богоматери Знамение, которая изображена вверху в центре в розовом сиянии, в облаках. На обороте - бумажные наклейки: "Северный краевой музей № 126; 143; 64/ХVII в.".
Рестаратор О.А. Пригородова (Москва, ВХНРЦ, 2006).

Увеличить изображение

АНТОНИЙ СИЙСКИЙ
Вторая половина ХVII в.
Русский Север. Поморье.
Происходит из ризницы Соловецкого монастыря. В 1920 - 1930-е гг. хранилась в музее СОК, затем в ГИМ, откуда передана в СГИАПМЗ в 1976 г.
СГИАПМЗ. КП 1754.
Доска цельная, с двойным ковчегом. Две встречные шпонки. Паволока, левкас, темпера. Серебро. Тиснение, золочение (басма, венец). 32 х 29.
Преподобный Антоний представлен фронтально, в рост. В левой руке - вертикально свисающий свиток с текстом: "БРАТИЕ А/ЩЕ ДОБРО / ТВОРЯЩЕ / И СТРАЖДУ/ЩЕ ТЕРПИ/ТЕ СИЕ ОУ/ГОДНО ПРЕ/Д БГОМЪ". На верхнем поле - композиция Троица. На обороте доски - многочисленные надписи: "Д:7; Г 16/1192; ГИМ 80408/24; И VIII 1937", и бумажные наклейки: "Ризница Соловецкого монастыря № 147(1431-153). По описи Главмузея 7/VIII- 1923 года; Соловец. Музей Инвент. 588. Сектор ист-худ. Из ризницы"; наклейка музея СОК: "Музей Соловецкого общества краеведения. Историко-археол. Отд. № 314".
Источники:
Померанцев Н.Н., Силин Е.И. Описи и акты по приемке историко-художественных предметов Соловецкого монастыря комиссией отдела музеев Н.К.П. 11 августа 1923 года. (Архив СГИАПМЗ. Д. 11-23-71. Т. 1. Л. 57).
Икона видна на фотографии ризницы начала ХХ в. СГИАПМЗ. КП-6403/33.
Литература:
Никольский В.П. Обозрение христианских древностей музея Соловецкого общества краеведения. Соловки, 1927. С. 24;
Никольский В.П. Иконографическое собрание Соловецкого музея. Материалы СОАОК. Вып.1. С. 65.
Примечания: Номера ГИМ в акте передачи в СГИАПМЗ - ГИМ 80408/24; И VIII 1937; Сол. 588. Преподобный Антоний - основатель Сийского монастыря. Он был сыном крестьянина, уроженцем д. Кехта под Архангельском. Постригся под именем Антония (мирское имя - Андрей) в Пахомиевой пустыни на р. Кене. В 1520 г. Антоний пришел на р. Сию (территория современного Холмогорского района Архангельской области) и основал монастырь, игуменом которого он оставался в течение тридцати семи лет. Житие рассказывает об активной строительной деятельности святого Антония по возведению монастыря Святой Троицы. Он славился святостью своей жизни и был широко почитаем на Русском Севере. Праведный Антоний был известен и как иконописец.

АНТОНИЙ СИЙСКИЙ
Последняя треть ХVII в.
Русский Север. Поморье.
Из ризницы Соловецкого монастыря, в 1923 г. поступила в Северный краевой музей. Поступила в 1961 г. из АОКМ.
АОМИИ. 137-држ.
Доска цельная, с двойным ковчегом и двумя врезными встречными шпонками (нижняя утрачена). Левкас, темпера. Серебро, металл. Золочение, гравировка, штамповка. 31 х 26.
Антоний Сийский представлен в рост, в правой части композиции. Руки святого обращены в молении к Троице, изображенной в левом верхнем углу в облачном сегменте. На полях - штампованные металлические пластины. У Антония накладной серебряный золоченый венец с гравированным растительным орнаментом (XVII в.), у ангелов - венцы штампованные (XIX в.). На обороте - надпись красным суриком; "Д: 6", черной краской: "Г. 15. Н. 1191", а также бумажные наклейки: "Главмузей. Ризница Соловецкого монастыря № 77/1366-90; Северный краевой музей № 193; 23; 76/193 17 в.".
Реставратор Л.А. Миронова (Москва, ВХНРЦ, 2006).
Примечание: Впервые упомянута в описи ризной казны Соловецкого монастыря 1692 г. (СПБ ИИ РАН. Колл. 2. Д. 144. Л. 260).

Увеличить изображение

ПРОКОПИЙ И ИОАНН УСТЮЖСКИЕ
Последняя треть ХVII в.
Холмогоры.
АОМИИ. 118-држ.
Доска цельная, с двойным ковчегом. Пазы от двух встречных шпонок. Левкас, темпера, Серебро, тиснение, золочение (басма). 31 х 27.
Из ризницы Соловецкого монастыря. Поступила в 1961 г. из АОКМ.
Святые изображены на иконе на пейзажном фоне в повороте друг к другу. Справа - фигура Иоанна Устюжского, слева - Прокопия Праведного. Традиционно Иоанн изображен молодым человеком в изодранном рубище, сквозь которое видно голое тело. Внешний вид святого Прокопия на иконах, вероятно, соответствует тому, каким он прибыл в Устюг. Одетый в рубище, с бородой, в разодранных, без подошв, сапогах святой держит в левой руке три кочерги (деревянные клюки), которые, как говорится в Житии, он все время носил в руках. На обороте - наклейки: "Ризница Соловецкого монастыря. 33/ 1302 - 26. Главмузей 1923 27/VIII; 30; Северный краевой музей. Г. Архангельск. 159". Надписи на обороте: "Д:51. 44; Г. 26. 1202".
Реставраторы И. Г. Лисочкина, И. В. Ярыгина (Ленинград, ЛХУ им. В. А. Серова, 1985).
Примечания:
Накладные венцы и серебряная позолоченная басма, закрывавшая поля иконы, при реставрации демонтированы и перенесены на новую основу.
Святые Прокопий и Иоанн - древнейшие Устюжские чудотворцы. Прокопий юродивый, начало почитания которого следует относить к середине XV века, и Иоанн юродивый (сер. XVI века) были патрональными святыми не только города Устюга, но и севернорусского края в целом. Прокопий прибыл в Новгород во второй половине XIII века из Западной Европы. Он перешел из католичества в православие и навсегда остался на Руси, пожертвовав часть своего имущества Хутынской обители, где он получил наставление в основах православной веры, а остальное раздав нищим. В поисках уединения прибыл он в город Великий Устюг и избрал себе подвиг юродства, изображая внешнее безумие и скрывая за ним духовную мудрость. Зимой и летом в дневное время Прокопий юродствовал в городе, терпел издевательства и насмешки местных жителей, а ночи проводил в молитве на паперти Успенского собора. Известно множество предсказаний и чудес, совершенных праведным Прокопием. Важнейшим чудесным предсказанием, прославившим Прокопия, было избавление им города Устюга от каменно-огненной тучи. Празднование ему установлено 8 (21) июля.
Житие другого устюжского праведника - Иоанна - было написано около 1554 года в Борисоглебском монастыре по распоряжению и со слов игумена Дионисия, который лично знал блаженного Иоанна. Согласно жизнеописанию, Иоанн пришел из Орлова в Устюг и начал там юродствовать, подобно святому Прокопию Устюжскому. Он поселился неподалеку от его гроба на соборной площади в хижине. Ночи Иоанн проводил в молитве, а днем бегал по улицам в разодранном и грязном рубище. До конца дней блаженный подвижник был верен подвигу юродства и убожества. Много времени преподобный Иоанн проводил у гроба Прокопия Праведного, там же он и умер. После смерти над могилой святого построили церковь и устроили гробницу с телом блаженного Иоанна, от которой происходило много чудесных исцелений.
Литература:
Возрожденные древности Севера: Буклет-каталог выставки (сост. О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова). Архангельск, 1988. Кат. 22;
Ikoner fra Nord Russland (Иконы Северной России: Каталог выставки). Тромсе, 1995. (На норвежском языке). С. 27, 84;
Северные письма. Собрание Архангельского музея изобразительных искусств: Каталог / Сост. О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова. Архангельск, 1999. С. 82.
Примечание:
Икона упомянута в описи монастырской ризной казны в 1692 г. В то время она находилась в групповом киоте, установленном около места архимандрита в Преображенском соборе (СПб ИИ РАН. Колл. 2. Д. 144. Л. 51).

Увеличить изображение

ПРЕПОДОБНЫЕ ДИМИТРИЙ И ИГНАТИЙ
Последняя треть ХVII в.
Из ризницы Соловецкого монастыря. Поступила в 1961 г. из АОКМ.
АОМИИ. 59-држ.
Доска цельная, с двойным ковчегом. Паволока, левкас, темпера. Серебро. Тиснение, золочение (басма), гравировка (венцы). 31 х 27.
Святые изображены в рост, в развороте к центру, в молении Христу. Одежды: коричневые мантии, схимы с красными крестами. У Димитрия в левой руке развернутый свиток: "БРАТИЕ / ПОВИНУЙ/ТЕСЯ НА/СТАВНИ/КОМ ВАШИМЪ / И ПОКАРЯ/ИТЕСЯ". Вверху, в облачном сегменте, Христос, благословляющий двумя руками. На иконе - серебряный позолоченный басменный оклад с растительным и геометрическим орнаментами. У святых и Вседержителя три накладных серебряных венчика с резным растительным орнаментом. На обороте - надписи красным суриком: "Д: 17", на нижней шпонке - черной краской: "Г. 19 Н. 1195", а также бумажные наклейки: "Главмузей. Ризница Соловецкого монастыря № 96 / 1400 - 24. По описи 1923 г.; Северный краевой музей. Г. Архангельск. № 217".
Реставратор А. П. Мурашов (Архангельск, АОМИИ, 2005).
Примечания:
На иконе нет уточняющих данных, но, скорее всего, на ней изображены Димитрий и Игнатий Вологодские.
Димитрий и Игнатий Вологодские родом из княжеской семьи, сыновья князя Андрея Угличского. После смерти отца были сосланы в оковах на Север в тюрьму. Старший брат, Иоанн, при крещении взял имя Игнатия. Он прожил всего 45 лет, из них 32 года провел в темнице. Умер 19 мая 1522 г. Его брат, Димитрий, так и не был освобожден из тюрьмы. Пробыв в заключении около 50 лет, он умер. Братья-князья были причислены к лику святых. Их мощи хранились в Спасо-Прилуцком Вологодском монастыре.

Увеличить изображение

ВИДЕНИЕ КОРНИЛИЮ КОМЕЛЬСКОМУ
Последняя треть ХVII в.
Русский Север. Поморье.
Из "рухольной" палаты Соловецкого монастыря. Поступила в 1961 г. из АОКМ.
АОМИИ. 124-држ.
Доска цельная, с двойным ковчегом и одной врезной односторонней шпонкой. Левкас, темпера, позолота. 28,7 х 25.
В левой части иконы изображена Богоматерь, стоящая на облаке, в повороте вправо, с развернутым свитком в левой руке. Справа - коленопреклоненный Корнилий. Вверху, в центре, в облачном сегменте - благословляющий Христос. Фон и поля позолочены. На обороте - бумажные наклейки: "Северный краевой музей. Г. Архангельск. № 224; Северный област. Музей ХI и.о. № 520; 79/224 17 в.".
Реставратор Л.А. Миронова (Москва, ВХНРЦ, 2005).
Примечание: Святой Корнилий происходил из знатного рода Крюковых в Ростове. Воспитывался в Москве. Принял монашество в раннем возрасте, оставил двор великого князя в Москве и ушел в Кириллов монастырь. Однако он искал уединения, желая жить отшельником. Долго скитался, пока не занял келью разбойников в комельском лесу на берегу р. Нурмы. В 1501 г. вблизи была освящена первая церковь и основана обитель. Скончался 19 мая 1938 г.

ДМИТРИЙ ПРИЛУЦКИЙ
Последняя треть ХVII в. Басма - ХVIII в.
Из ризницы Соловецкого монастыря. Поступила в Северный краевой музей в 1923 г.
АОКМ. КП 7881.
Доска цельная, с двумя врезными встречными шпонками, с двойным ковчегом. Левкас, темпера, позолота. Серебро. Тиснение, золочение (басма). 31 х 25.
Святой изображен по пояс, фронтально; одет в коричневую мантию и темно-синюю схиму, с красными крестами. Правая рука поднята в благословляющем жесте. В левой - свернутый свиток. По сторонам от нимба надпись киноварью: "ПРПДБНЫ ДИМИ/ТРИЕ ПРИЛУ /ЧЮДОТВОРЕЦ". Фон позолочен. Поля закрыты позолоченной серебряной басмой. На обороте - надпись: "Д :16", а также бумажные наклейки: "Ризница Соловецкого монастыря № 46/ 1326-50. Главмузей 27/VIII-1923 г.; Северный краевой музей. Г. Архангельск № 83; Северный област. Музей ХI и.о. № 527".
Реставратор В.А. Шапошник (Архангельск, АОКМ, 2004 - 2005).
Примечания:
Икона впервые упомянута в описи монастырской ризной казны в 1692 г. В то время она находилась в групповом киоте, установленном над архимандричьим местом в Преображенском соборе (СПб ИИ РАН. Колл. 2. Д. 144. Л. 110).
Преподобный Димитрий Прилуцкий родился в начале ХIV в. в Переяславле-Залесском в купеческой семье. Был восприемником от купели одного из сыновей Дмитрия Донского. Основатель Спасо-Прилуцкого монастыря под Вологдой (1371 г.), где прожил двадцать лет. Умер в 1391 г. День памяти - 13 февраля.

Увеличить изображение

ЯВЛЕНИЕ АНГЕЛОВ АЛЕКСАНДРУ СВИРСКОМУ
Последняя треть ХVII в.
Русский Север.
Из ризницы Соловецкого монастыря. Поступила в Северный краевой музей в 1923 г.
АОКМ. КП 7876.
Доска цельная, с двойным ковчегом и двумя встречными шпонками. Левкас, темпера. Серебро. Тиснение, золочение (басма), гравировка (венцы). Фрагменты хлопчатобумажной рубашки. 32 х 27.
В левой части изображены три ангела в белых одеждах с красными посохами. Справа - коленопреклоненный Александр Свирский. Над ним - деревянная келья с красной крышей и лесной массив. На полях - позолоченная басма. На нимбах - два венца из басмы и два серебряных гравированных. На венце Александра Свирского гравирована надпись: "ПЕТР". На обороте под нижней шпонкой - надпись: "СИЕ МОЛЕНИЕ КАМЕНЩИКА ТРОФИМА". Красной краской написано: "Д:2", черной: "Г 14 - 1190". Бумажные наклейки: "Ризница Соловецкого монастыря № 187/ 1450-174. По описи Главмузея 27 / VIII-1923 года; Северный краевой музей 11; Северный област. Музей ХI и.о. № 458 212".

Увеличить изображение

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ
Вторая половина ХVII в.
Русский Север. Поморье.
Из Троицкого собора Соловецкого монастыря. Поступила в Северный краевой музей в 1923 г.
АОКМ. КП 7785.
Доска цельная, с двойным ковчегом, с двумя встречными шпонками. Паволока, левкас, темпера. Серебро. Тиснение, золочение, гравировка. 33 х 27,5.
Зеленый плат с изображением головы Христа поддерживают за верхние углы два ангела. У Христа серебряный гравированный венец и цата. Поля закрыты орнаментальной серебряной басмой. Серебряные дробницы-накладки с титлами Христа на боковых полях. Оборот тонирован бордовой краской. На обороте - надпись красным суриком: "Д: 143", а также бумажные наклейки: "Главмузей. Соловки. Троицкий собор № 95/779; Северный област. Музей ХI и.о. № 607; Северный краевой музей № 53; 88; 95/779; Допол. Н. 112".
Реставратор Е.В. Рыжакова (Москва, ВХНРЦ, 2005).

Увеличить изображение

СПАС НА ПРЕСТОЛЕ, С ИЗБРАННЫМИ СВЯТЫМИ
Вторая половина ХVII в.
Из Троицкого собора Соловецкого монастыря. Поступила в Северный краевой музей в 1923 г.
АОКМ. КП 7685.
Доска цельная, с двумя врезными встречными шпонками, с двойным ковчегом. Левкас, темпера. Серебро. Выколотка, гравировка, золочение (венцы). Хлопчатобумажная рубашка. 32 х 28.
Вседержитель восседает на троне. Правая рука - в благословляющем жесте, левая поддерживает развернутую книгу с текстом: "ПРИДЕ/ТЕ БЛГОС/ЛОВЕНИЕ…". Вседержителю слева предстоят святые - Иоанн Богослов, Ангел Хранитель, Богоматерь, Агриппина, Мария Египетская; справа - Филипп Митрополит Московский, Никола, Иоанн Предтеча, Варвала, Анна, неизвестная царица; припадают - Зосима и Савватий Соловецкие. На иконе - пятнадцать серебряных венцов, у Христа - венец с цатой. На обороте суриком написано: "Г. 49"; бумажные наклейки: "Главмузей. Соловки. Троицкий собор № 32/724; Северный краевой музей. Г. Архангельск. № 99; ХI и.о. № 40 555".
Реставратор В.А. Шапошник (Архангельск, АОКМ, 2004 - 2005).

Увеличить изображение

ТРОИЦА
Вторая половина ХVII в.
Из Троицкого собора Соловецкого монастыря. В 1923 году вывезена из Соловков по списку Главмузея и передана в Северный краевой музей.
АОКМ. КП 7791.
Доска цельная, с двумя встречными шпонками, с двойным ковчегом. Левкас, темпера, масляные белила, позолота. Серебро. Тиснение (басма), гравировка (венцы). Хлопчатобумажная рубашка. 31,5 х 27.
Три ангела восседают за прямоугольным столом, указующий жест ангелов - двуперстный. Передняя часть стола и табуретов, на которых восседают ангелы, украшены декоративным подзором. Крылья ангелов покрыты тонкой черневой разделкой. Слева - зеленые палаты. Поля и пространство вокруг кроны дуба закрыты орнаментальной басмой. На верхнем поле - накладка с рельефным текстом: "СТАЯ ТРОИЦА". На обороте иконы, на рубашке, надпись красной краской: "Г. 38", а также многочисленные бумажные наклейки: "Главмузей. Соловки. Троицкий собор. № 43-752; Северный краевой музей. Г. Архангельск. 65 77; 65 ХVII; ВХНРЦ. Т-4238; № 384. Вес 1 кг. 93 г.".
Реставратор Н.Б. Фоломешкина (Москва, ВХНРЦ, 2004 - 2005).

ТРОИЦА
Вторая половина ХVII в.
Русский Север. Поморье.
Из Савватиевского скита Соловецкого монастыря. В 1923 году вывезена из Соловков по списку Главмузея и передана в Северный краевой музей.
АОКМ. КП 7702.
Доска цельная, с двумя встречными шпонками, с ковчегом. Левкас, темпера. Серебро. Тиснение (басма), гравировка (венцы). Хлопчатобумажная рубашка. 31,5 х 27.
Три ангела восседают за столом на табуретах. Под ногами ангелов - прямоугольные подножия. Архитектура палат разработана детально. Поля закрыты орнаментальной басмой. У ангелов - три серебряных гравированных венца. На обороте иконы, на рубашке, - надпись красной краской: "Д: 175", черной краской: "Д 64. Н. 1807", а также многочисленные бумажные наклейки: "Главмузей. Соловки. Савв. Скит № 23; Северный краевой музей. Г. Архангельск № 187; 168 /18 в.; Северный областной музей. Отд. ХI…".
Реставратор О.А. Пригородова (Москва, ВХНРЦ, 2005).

Увеличить изображение

ТРОИЦА
Вторая половина ХVII в.
Из Троицкого собора Соловецкого монастыря. В 1923 г. передана в Северный краевой музей.
АОКМ. КП 7823.
Доска цельная, с двумя встречными шпонками, дополнительно укрепленными с торцов деревянными вставками. Двойной ковчег. Левкас, темпера, цветные лаки, золотой ассист. Серебро. Тиснение (басма), гравировка, позолота. Фрагменты рубашки на торцах. 32,5 х 29.
Три ангела восседают за прямоугольным столом, передняя часть которого украшена декоративным подзором с растительным и глазковым орнаментами, выполненными черневой разделкой. У центральной фигуры крылья раскинуты, у боковых - сложены. Центральный ангел тремя перстами указывает на ромбовидную чашу, в которой видна голова тельца. На столе - сосуды, столовые приборы, хлеб. Все выполнено в невысоком рельефе, в технике тиснения по левкасу. Мамврийский дуб представляет собой многоствольное дерево с темной кроной с золотой разделкой. Архитектура сложных и дробных форм: с башенками, арками, килевидными кровлями. На обороте бумажные наклейки: "Главмузей. Соловки. Троицкий собор. № 48 (757); 50. Конец ХVII; Северный краевой музей. Архангельск. 84; Северный област. Музей ХI и.о. № 394 101; ВХНРЦ. Т-4237".
Реставратор М.А. Скутте (Москва, ВХНРЦ, 2004 - 2005).

Увеличить изображение

ТРОИЦА
Вторая половина ХVII в.
Из Троицкого собора Соловецкого монастыря. Поступила в 1923 г. в Северный краевой музей.
АОКМ. КП 7825.
Доска цельная, с двойным ковчегом, с двумя встречными шпонками. Левкас, темпера. Серебро. Тиснение, гравировка (басма, венцы). Хлопчатобумажная рубашка. 32,5 х 27.
Композиция Троица традиционной иконографии, без изображений Авраама и Сары. На полях - серебряная басма. Три гравированных венца и три цаты у ангелов. На обороте - надпись "Г. 35" и наклейки: "Главмузей. Соловки. Троицкий собор № 33/725; Северный област. Музей ХI и.о. № 561".
Реставратор В.А. Шапошник (Архангельск, АОКМ, 2004 - 2005).

Увеличить изображение

ТРОИЦА
Вторая половина ХVII в.
Русский Север. Поморье.
Из ризницы Соловецкого монастыря. Поступила в Северный краевой музей в 1923 г.
АОКМ. КП 7838.
Доска цельная, с двумя встречными шпонками, с двойным ковчегом. Левкас, темпера. Серебро. Тиснение, золочение (басма), гравировка (венцы). 32,5 х 27,3.
Три ангела восседают за прямоугольным столом со столовой утварью. На переднем плане - сцена "Заклание тельца". Слева изображен Авраам с чашей в руках. Справа - Сара, замешивающая тесто. Одежды святых обильно прописаны золотым ассистом. На фоне - развернутый архитектурный пейзаж и раскидистый Мамврийский дуб, крона которого окружена серебряной басмой. На верхнем поле - серебряная пластина с надписью: "СТАЯ ТРОИЦА". На боковых полях приписные святые: Андрей Первозванный (слева) и преподобная Матрона. На обороте - надписи "Г. 65 Н 1013; Д: 131" и наклейка: "Ризница Соловецкого монастыря № 116 - 1465/189. По описи Главмузея".
Реставратор Ю.В. Чернова (Москва, ВХНРЦ, 1995).

Увеличить изображение

ВОСКРЕСЕНИЕ - СОШЕСТВИЕ ВО АД
Вторая половина ХVII в.
Русский Север. Поморье.
Из ризницы Соловецкого монастыря. Поступила в Северный краевой музей в 1923 г.
АОКМ. КП 7846.
Доска цельная, с ковчегом, с двумя встречными шпонками. Левкас, темпера, цветные лаки, позолота. Серебро. Тиснение (басма), гравировка (венцы). Жемчуг. Хлопчатобумажная ткань (рубашка). 33 х 28,5.
В центре иконы изображен Христос, стоящий на поверженных вратах ада. Он держит правой рукой Адама, справа к нему обращена Ева, вслед за ними - ветхозаветных цари и пророки, праведники. В нижней части - два ангела над телом сатаны в аду. Композиция дополнена мелкими сценами в разных частях иконы. Вверху, над изображением Христа, поддерживающего душу Богоматери, - летящие ангелы. В правом верхнем углу изображена сцена у врат рая. В правом нижнем углу - Христос, восстающий из гроба; ниже - фигуры спящих воинов в доспехах. Одежды Христа покрыты тонким золотым ассистом. Горки разноцветные, отличаются дробным рисунком. Поля закрыты орнаментальной басмой. Над нимбами святых - многочисленные мелкие накладные венцы, причем некоторые из них соединены между собой. У Христа - серебряные венцы и цаты. На верхнем поле - серебряная пластина с надписью: "ВОСКРЕСЕНИЕ ГДА НШГО IСА ХРСТА". На обороте, на хлопчатобумажной рубашке, - надписи: "Г 24. 952; Доп: 20." и бумажные наклейки: "Ризница Соловецкого монастыря № 75/ 1360-84; Северный краевой музей 130 177; Северный област. Музей ХI и.о. № 564 186".
Реставратор Н.В. Дунаева (Москва, ВХНРЦ, 1994).

Увеличить изображение

СРЕТЕНИЕ
Вторая половина ХVII в.
Русский Север. Поморье.
Из Филипповской церкви Соловецкого монастыря. Поступила в Северный краевой музей в 1923 г.
АОКМ. КП 3032.
Доска цельная, с ковчегом, с двумя встречными шпонками. Левкас, темпера. Серебро. Тиснение, золочение (басма), гравировка (венцы). 32 х 28,5.
Традиционная композиция развернута на фоне архитектурного пейзажа. Справа под сенью - святой Симеон с младенцем Христом. У святых - пять гравированных венцов, у святых Иосифа и Анны венец спарен. На обороте - надписи красным суриком: "Д: 166", черной краской: "198", а также бумажные наклейки: "Северный област. Музей ХI и.о. № 63; Северный краевой музей № 124; 39/ХVIII; Доп. 128".
Реставратор О.А. Пригородова (Москва, ВХНРЦ, 2006).

Увеличить изображение

БОГОМАТЕРЬ ТИХВИНСКАЯ
ХVII в. Оклад - 1750 г.
Из Троицкого собора Соловецкого монастыря. В 1923 г. икона передана в Северный краевой музей.
АОКМ. КП 7787.
Доска цельная, с двумя встречными шпонками. Левкас, темпера. Серебро. Чеканка, гравировка, золочение (оклад). Хлопчатобумажная рубашка. 32 х 28.
Оклад цельный, с двойным рельефным венцом. Открыты полностью фигуры Богоматери и Христа. На полях оклада - чеканные изображения архангелов Михаила и Гавриила на облаках. По углам, в круглых картушах, изображены четыре евангелиста с символами. Свободное от фигурных изображений поле оклада украшено барочным орнаментом, в который включены картуши, цветы, растительные завитки. Надписи около евангелистов и архангелов гравированы. Около Христа и Богоматери чеканены: "МР ОУ; IИС ХС". На нижнем поле оклада, в картуше чеканена надпись: "А?Н го ГОДУ// МАРТА Л го // дня обложен". На нижнем торце оклада и около фигуры архангела Гавриила несколько раз повторяется гравированная надпись: "66 зол". На обороте иконы - наклейки: "Главмузей Троицкий собор № 45 (754); № 498; Северный област. Музей ХI и.о. № 523". Надпись красной краской: "Г.7. 95".
Реставратор Е.И. Фокин (Архангельск, АОКМ, 2003).


<    1    2    3    4    >   

© Государственное музейное
объединение «Художественная
культура Русского Севера», 2006
© Музеи участники выставки, 2006
© Издательство Сканрус, 2006
© Авторы статей
и каталожных описаний, 2006

 

НАСЛЕДИЕ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ В МУЗЕЯХ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ:     
Каталог / Сост. Т.М. Кольцова