В 2004 г. Соловецкий музей-заповедник приступил к реализации новой Программы развития системы музейных экспозиций. Программой намечено создание в
2004–2010 гг. нескольких десятков новых экспозиций и выставок, которые придут на смену тем, которые создавались в
1970–1980-е годы.
Каждая из этих экспозиций раскрывает и по-своему интерпретирует различные стороны уникального историко-культурного комплекса Соловецких островов. Делается это на основе результатов проведенных в последние годы научных исследований, с использованием современного музейного оборудования, новой осветительной, проекционной, компьютерной техники.
Соловки подземные археологические
Экспозиция расположена в памятнике архитектуры XIX века — на 1 этаже Новобратского корпуса. Это первая из серии запланированных к открытию в
2004–2010 годы музейных экспозиций, посвященных реконструкции средневековой истории комплекса Соловецкого монастыря на основе археологических изысканий. Экспозиция является результатом плановых исследований, выполненных Соловецким музеем-заповедником в
1998–2002 гг. под руководством кандидата исторических наук В.А. Бурова, сотрудника Института археологии РАН.
Она воплощает в себе новый подход к изучению русских монастырей как особого рода поселений. Здесь представлена технология проведения раскопок, осуществленных в подземной части памятников архитектуры.
Знакомясь с экспозицией и ее электронной информационной системой, посетитель музея получит возможность увидеть методы исследования и их результаты. Главный из них — реконструкция этапов эволюции периметральной застройки монастырского комплекса. Раскопками выявлены и в данной экспозиции демонстрируются:
- руинированные остатки деревянных келий XVI века;
- фундаменты и основания стен каменных келий первой половины XVII века со следами функционирования здесь до 1804 года Котельной службы, мастерской по изготовлению слюдяных окон;
- следы разборки каменных келий XVII века;
- свидетельства крупной реконструкции и перепланировки, осуществленной в 1804 году;
- результаты строительства в 1823 г. Новобратского корпуса.
Экспозиция убедительно подтверждает насколько сложным, многоступенчатым, непрерывным и динамичным был процесс развития архитектурного комплекса Соловецкого монастыря.
В экспозиции демонстрируются, преимущественно в месте их непосредственного обнаружения, многочисленные предметы: исторические свидетельства различных сторон жизни многоотраслевого монастырского хозяйственного комплекса.
В витринах — наглядные свидетельства труда средневековых строителей, бронзолитейщиков, кузнецов, гончаров, косторезов, мастеров по изготовлению кровельной черепицы, изразцов, слюдяных окончин.
Экспозиция позволяет «погрузиться» на глубину пяти столетий и стать «очевидцами» того, как зарождались и развивались технологии и мастерство создателей уникального архитектурного ансамбля, вошедшего в золотой фонд российской и мировой культуры.
Экспозиция оснащена современным электронным оборудованием: интерактивный информационный киоск с сенсорным экраном, мультимедиа-проектор.
История Соловецких лагерей особого назначения 1923–1939 гг.
Экспозиция расположена в историческом здании барака Управления Соловецких лагерей особого назначения (УСЛОН) 1929 года постройки. Девять разделов экспозиции последовательно раскрывают жизнь соловецких заключенных: допрос в кабинете следователя, этапирование и пересылка в лагерь, использование подневольного труда на лагерных производствах, «культурно-воспитательная» жизнь СЛОНа, выживание в штрафных изоляторах Секирной горы и Заяцкого острова, попытки побегов с Соловков. Помимо материалов по истории лагерей и тюрьмы, на выставке собраны экспонаты, фотографии и документы о формировании всей системы ГУЛАГа, образцом для которой стал Соловецкий лагерь особого назначения.
Вместе с материалами, представленными на планшетах, посетители увидят подлинные предметы лагерного быта, фотографии наиболее известных соловецких узников. Каждый раздел оснащен книгами-дисплеями с копиями исторических документов того времени и биографическими материалами о заключенных.
Информационная насыщенность выставочного пространства превращает экспозицию в своеобразный информационный центр, оснащенный современным электронным оборудованием. С помощью компьютеров и мультимедийных планшетов можно получить подробные сведения о «красной каторге» на Соловках. На экране демонстрируются кадры кинохроники, снятой на островах и в материковых отделениях лагеря в 1920-е — 1930-е годы. Структура и расположение информационных блоков делают экспозицию одинаково удобной как для проведения организованных экскурсий, так и для индивидуального посещения.
Соловецкая Ризница: историко-культурное наследие Соловецкого монастыря
Соловецкий музей-заповедник приглашает посетителей познакомиться с новым вариантом экспозиции «Соловецкая Ризница: историко-культурное наследие Соловецкого монастыря», подготовленным в 2016 году. Основная цель экспозиции — образным языком подлинных предметов рассказать о значимости монастырского наследия для современной жизни.
Экспозиция представляет иконы и богослужебные предметы, бытовавшие в Соловецком монастыре, обращается к истории знаменитой монастырской библиотеки и единственной в Поморье иконописной школы, повествует об уникальном архитектурном ансамбле монастыря и традициях строительного дела на Соловках, впечатляет разнообразием продукции ремесленных мастерских обители.
Ответственная задача возрождения Соловков, выпавшая на долю нашего поколения, подразумевает знание первообраза. Предметный мир здесь пострадал еще в большей степени, чем архитектура. Усилиями музейных сотрудников разных поколений он постепенно собирается из рассеяния в цельный образ.
Центральная часть экспозиционного пространства обращает посетителя к трагическому периоду пожаров и разорения монастыря, экспроприаций его достояния, происходивших в 20-х — 30-х годах прошлого века. Благодаря самоотверженной борьбе музейных подвижников значительная часть соловецкого наследия была спасена от уничтожения. Современное электронное оснащение Ризницы позволяет познакомиться с изображениями соловецких икон и картин из музеев г. Архангельска, увидеть вывезенные предметы в родном для них, соловецком контексте. Виртуальную экспозицию дополняет электронный вариант текста Вкладной книги XVI века, снабженный переводом на современный русский язык.
В 2015 году экспозиция была дополнена мультимедийной инсталляцией, которая в эффектной и доступной форме представляет эволюцию архитектурного ансамбля Соловецкого монастыря. На выставке также демонстрируется виртуальный тур по центральному комплексу обители.
Экспозиция развивается. В 2016 году было сформировано её долгожданное ядро, посвященное исторической Ризнице Соловецкого монастыря. В этом разделе экспонируются богослужебные предметы, иконы и книги. Большая часть выставленных в витринах предметов имеет соловецкое происхождение, значительное количество экспонатов — собственно из Ризницы дореволюционного монастыря. Прежде всего, это представительная коллекция пядничных икон XVII века в драгоценных окладах. Самые ранние иконы, представленные на экспозиции, — это минеи за июль и ноябрь, которые датируются второй половиной XVI века и происходят из церкви Рождества Христова на Малой Муксалме. С памятью соловецких настоятелей, преподобных Иакова и Иринарха, связаны водосвятная чаша (1586 г.) и кадило (1616 г.). На чаше выгравирована надпись, рассказывающая о том, что она была изготовлена из серебряной фляги, пожертвованной государем Иваном IV за опальных. Позолоченная рипида (1656 г.) — это вклад старца Никанора, архимандрита Саввино-Сторожевского монастыря, одного из руководителей Соловецкого восстания. Композиционным центром этого раздела являются литургические предметы, происходящие из Соловецкого монастыря: воздух с композицией «Положение Христа во гроб», напрестольные евангелие и крест, потир, дискос, звездица, тарели, лжица и копие.
Среди ярких образцов церковного искусства XVII века — бархатный орарь с золотным шитьем, жемчугом и серебряными дробницами, а также выполненные в технике скани панагия с драгоценными вставками и наперсный крест, расцвеченный эмалью.
Из представленных на экспозиции книг особого внимания заслуживают толковое евангелие Феофилакта Болгарского (1783 г.), которое находилось в библиотеке Савватьевского скита, и книга известного соловецкого настоятеля Досифея (Немчинова) «Описание Соловецкого монастыря» с автографом автора.
В основном, экспонаты ризничного раздела датируются XVII–XVIII веками, но даже поздние предметы XIX века, такие как просфорная печать, впечатляют своей историей. Привезенная из экспедиции в Поморье, печать с изображением преподобных Зосимы и Савватия некогда принадлежала монаху Соловецкого монастыря, который после закрытия обители служил священником в одной из поморских деревень.
Еще один, совершенно новый, раздел экспозиции посвящен Иконописной мастерской и Живописной школе Соловецкого монастыря в XVIII — начале XX веков. Здесь представлены иконы и картины соловецких мастеров, медные доски и фрагменты литографского камня монастырской Печатни. Целый комплекс материалов связан с монастырским стрельцом, соловецким иконописцем XVIII века Василием Чалковым и учениками Иконописной школы конца XIX — начала XX веков, монастырскими трудниками Александром Борисовым, Василием Кулаковым и Василием Носовым.
К летнему сезону 2016 года были дополнены новыми экспонатами витрины, посвященные соловецким ремеслам. В разделе «Строительное дело в Соловецком монастыре» теперь достаточно полно представлен ассортимент архитектурной керамики: различные образцы фасонного кирпича, кирпичи с клеймами, черепица, фрагменты полихромного рельефного изразца.
О многих интереснейших экспонатах, представленных в Ризнице, не удалось даже упомянуть, а ведь каждый из предметов по-своему рассказывает о Соловках. Экспозиция сохранила многое из наработанного предшественниками, получилась комплексной и многомерной. Предоставляя посетителю разнообразные возможности, она в то же время сохраняет приоритет за музейным предметом и выразительной архитектурой Ризничной Палаты.
Познакомиться с коллекцией монастырской ризницы можно по ссылке: http://riznica-solovky.ru/.
Соловецкая мельница
Экспозиция размещается в здании водяной мельницы Соловецкого монастыря.
Первое описание устройства Соловецкой мельницы датируется 1640 годом. С этого времени скупые записи монастырских книг доносят до нас непрерывный стук мельничных жерновов на протяжении почти трех столетий. Последняя такая запись сделана в 1908 г. И только в 2004 году у посетителей появилась возможность ознакомиться с уникальным памятником.
Соловецкая мельница являлась технологическим устройством, которое никогда не было исключительно мукомольным. С момента создания мельница была остроумным многофункциональным комбайном, в обслуживании которого участвовало всего 5 человек (данные 1885 года). Силой вращения водяного колеса здесь запускалось множество производственных процессов: помол на муку с пеклеванием; помол на крупу трех сортов с крупосеянием и веянием; сукноваляние; изготовление «дуба» для выделки кож; растирание красок; толчение алебастра; заточка инструментов. Мельничный комплекс продолжался и снаружи: в его структуру входили Сушило, портомойня-прачечная, братская баня, мукомольный амбар, целая система подсобных помещений. Мельница была своего рода «техническим сердцем» Соловецкого монастыря, на протяжении столетий дававшем жизнь всему его мощному организму. Сегодня Соловецкая мельница стала музейной экспозицией. Эта экспозиция необычна, она будоражит воображение. Она содержит больше вопросов, чем уверенных суждений. Таким образом музейные работники приглашают посетителей музея к совместному размышлению над загадками этого пока еще почти не исследованного шедевра древней технической мысли.
Соловецкая крепость
Место размещения экспозиции — южная часть крепостной стены, включающий Архангельскую, Белую и Прядильную башни.
Экспонатами здесь выступают сами архитектурные сооружения в их естественной среде, в первозданном величии всего комплекса в целом и каждого его элемента. Древняя цитадель — с более чем километровым периметром стен, восемью башнями, восемью воротами, десятками лестниц и переходов, сотнями бойниц и амбразур — дошла до нас в почти неизменном виде.
Признавая безусловный приоритет самого памятника в его воздействии на восприятие посетителей, авторы экспозиции «Соловецкая крепость» ограничились минимальными оформительскими средствами. Тщательно отобранные материалы архитектурных обмеров и выполненных реставраторами графических реконструкций использованы лишь для того, чтобы помочь посетителям музея увидеть невидимое — заглянуть в толщу крепостных стен, проникнуть в глубину веков. Лаконичные сведения об основных конструктивных особенностях и истории возведения крепости позволяют приблизиться к постижению тайн ее необычайной прочности и величественной красоты. Исследование памятника еще далеко не закончено, и посетитель вправе сам судить о том, какую долю в воинской славе, политическом весе и духовной значимости Соловецкой крепости составляет вклад ее архитекторов и строителей и какую — ее стратегов и защитников: воинов гарнизона, монастырской братии.
Монастырская тюрьма
Место размещения экспозиции — пространство 1 яруса памятника Сушила (XVI в.) и примыкающих к нему бойниц крепостной стены (XVII в.), где располагалась одна из «первотяжких» тюрем Соловецкого монастыря.
Слово «Соловки» в нашем сознании прочно связано с понятием «узничества». Во многом это обусловлено трагическим для нашей страны периодом массовых репрессий — с Советским временем. Однако печальная слава Соловецких островов как места ссылки и заточения имеет более глубокие корни. Уже начиная с XVI века, сюда ссылали за религиозные, государственные и уголовные преступления. И хотя количество узников в монастырское время, по меркам недавнего прошлого, было совсем не значительным (несколько сотен человек за четыре столетия), тюремная история Соловков менее печальной от этого не становится.
По замыслу автором выставка вовсе не претендует на то, чтобы дать любознательному посетителю музея-заповедника объективное и исчерпывающее представление об истории Соловецких тюрем. Главное, по мысли авторов, это возможность для посетителей не просто представить, а хотя бы в малой степени ощутить то, что испытывает и переживает человек, оказавшийся в неволе. Экспозиция приглашает поразмышлять, всегда ли мера нашей вины, мера ее осознания, мера общественного порицания и мера реального наказания соответствуют друг другу? Для усиления эмоционального воздействия экспозиции использовано специальное осветительное и звуковое оборудование.
Соловецкие печи
Выставка занимает второй и третий ярусы Сушила и состоит из двух частей. В самом верхнем уровне Сушила (который создатели выставки назвали «Белой палатой» в отличие от «Черной палаты» второго яруса) располагается тематическая часть. Здесь раскрывается феномен русской печи, без которой освоение Русского Севера было бы невозможно. (Вспомните Емелю из сказки не случайно он ездил именно на печи). Русская печь представлена как прародительница сложнейших отопительных систем, которые получили свое развитие на Соловках. И в дальнейшем эти системы применялись не только здесь, на острове, но и везде в церквях на Русском Севере.
Помимо предметного ряда из фондов Соловецкого музея-заповедника, в «Белой палате» находится информационный киоск «Соловецкие печи». В нем собраны сведения обо всем, что связано с печами, сушилами, термической обработкой зерна, печных приборах и деталях, системах подпольного отопления.
Летние посетители Соловков смогут воочию убедиться в необходимости существования на острове печных систем. Для этого в зале установлен проектор, который выводит на белую стену изображения с видами зимних Соловков в режиме слайд-шоу.
Во втором, нижнем ярусе (Черной палате), где производилась сушка зерна, создатели экспозиции попытались ответить на вопрос: откуда на Соловках взялась такая сложная система? В.Ю. Дукельский считает: «Это редкий случай, когда это не могло придти из Европы, поскольку там существует принципиально иная система каминного отопления. Это связано и с другим климатом, и с другой традицией».
Поэтому «печной» аспект соловецкой истории рассмотрен в мировом контексте. Авторы сравнили соловецкую, римскую, византийскую и восточную системы подпольного отопления, представили своеобразную «печную эволюцию». И соловецкие печи являются кульминацией развития отопительных систем. (Известно, что к XIX веку здесь сложилась настолько технически совершенная система, что топить можно было один раз в неделю).
Несмотря на большую роль, которую играли печи в жизни русского общества, в России пока нет музеев, посвященных этой теме. И то, что такая экспозиция появилась именно на Соловках, не случайно.
Соловецкая школа юнг
Разработкой концепции и дизайна экспозиции по заказу музея-заповедника занималось агентство «Музейный проект» (г. Москва), дизайнер Привалов И.А. Дизайн-проект был существенно доработан Информбюро (г. Вологда), дизайнер Иевлев С.М., при участии сотрудников Соловецкого музея-заповедника Рубцова С.Г. и Бочкаревой О.В. Специально для размещения экспозиции был сооружен павильон с выходом к берегу моря. Его строительство производила субподрядная организация ООО «ИПИР».
Вся экспозиция состоит из нескольких тематических блоков:
- Вводный блок, где будут представлены копии документов о передаче Соловецких островов в ведение Военно-Морского флота, о создании учебного отряда ВМФ и школы юнг;
- Блок «Как мы строили школу», посвященный первому этапу становления и строительства Соловецкой школы юнг. Здесь можно будет увидеть макет землянки — аналог тех землянок, в которых жили юнги в Савватиево.
- Блок «Наставники» расскажет о персонале школы: преподавателях, библиотекарях, воспитателях. Здесь же будут представлены документы, личные вещи и одежда сотрудников.
- Следующий сектор посвящен учебным будням воспитанников школы. Здесь можно будет увидеть материалы по учебе ребят, а также посмотреть пятиминутную документальную хронику 1943 г. о Соловецкой школе юнг.
- Блок «Боевое крещение» повествует о боевых буднях ребят на военных кораблях, об участии соловецких юнг в боевых действиях Второй мировой войны, о юнгах, получивших награды за защиту Родины.
- Раздел «Современность», в котором будет представлена информация о ветеранском движении соловецких юнг, о слетах юнг-ветеранов в 1972, 1975, 1982 и 2002 годах.
На выставке экспонируются и настоящие боевые орудия: пушка МКМ-20 с тральщика 1943 года и глубоководная мина.
Кроме того, на экспозиции будут представлены подарки юнг Соловецкому музею-заповеднику, карта бывшего Советского Союза с указанием городов, в которых есть советы юнг-ветеранов, и списки юнг, прошедших через Соловецкую школу.
На выставке посетители смогут увидеть материалы, посвященные работе возрожденной Соловецкой школе юнг. Как отмечает заместитель директора по научно-экспозиционной деятельности и информационному обеспечению Рубцов С.Г., посещение экспозиции будет очень полезно молодому поколению юнг, ведь здесь можно будет не только узнать об истории школы, но и обучиться семафорной азбуке и вязанию морских узлов.
Археологические памятники Соловков: опыт полевых и экспериментальных исследований
Выставка «Археологические памятники Соловков: опыт полевых и экспериментальных исследований» стала результатом кропотливой работы нескольких исследователей и десятков участников археологических экспедиций. Первым археологом, начавшим изучение объектов первобытной культуры на Соловецких островах, был заключённый Соловецкого лагеря особого назначения Н. Н. Виноградов (1876–1938). Он написал первую и единственную в ХХ веке книгу об археологии Соловков. Его исследования продолжили архангельский археолог А. А. Куратов (1936-2014) и созданная им Архангельская археологическая экспедиция. А. А. Куратовым опубликован ряд статей, в которых обоснованы классификация каменных лабиринтов и технология их строительства. Большой вклад в изучение первобытных памятников Соловков внесла Археологическая экспедиция Соловецкого музея-заповедника под руководством А. Я. Мартынова. Участниками экспедиции открыто более 60 первобытных стоянок, «мастерских» и местонахождений, раскопано 28 стоянок и 22 каменные груды в «святилищах» Соловецких островов, собрано более 30 тысяч артефактов, а также опубликовано 8 книг и несколько десятков статей.
Экспонаты выставки дают посетителю представление о материальной культуре первобытных Соловков, загадочных каменных лабиринтах и сопровождающих их валунных выкладках, а также степени изученности археологических памятников Соловецкого архипелага.
Центральными экспонатами выставки можно считать каркасные берестяную и кожаную лодки, построенные в рамках реализации проекта «Соловки — материк: древние морские пути». Проект осуществлён Соловецким музеем-заповедником в содружестве с мастерами по бересте и дереву из Архангельской области А. В. Шутихиным и А. А. Казаковым, под руководством А. Я. Мартынова.
Тематико-экспозиционные блоки выставки расположены по «территориально»-хронологическому принципу. В них вошли индивидуальные изделия и их фрагменты, а также комплексы «массовых» находок, принадлежащих одному археологическому памятнику.
Выставка экспонируется в Новобратском корпусе Соловецкого историко-архитектурного комплекса с 2014 года.
[an error occurred while processing this directive]