Каталог

Краткий обзор коллекции меднолитой пластики
Собрания Соловецкого музея-заповедника

   Коллекция меднолитой мелкой пластики Соловецкого музея-заповедника насчитывает в своем составе 477 предметов (в том числе 2 предмета научно-вспомогательного фонда). Формирование коллекции началось уже в первые годы существования музея, в 1968 году. Первыми поступлениями были предметы, привезенные сотрудниками из экспедиций по Приморским районам Архангельской области и Карелии. В последующие годы экспедиционный сбор оставался одним из основных источников формирования коллекции. Предметы передавались в дар и закупались у населения. Нередко приобретение памятника сопровождалось сведениями о его происхождении, бытовании, бывших владельцах, что очень ценно при научном описании предмета. Всего историко-этнографическими экспедициями собрано 125 единиц. Вторым важным источником поступления были многочисленные передачи предметов из Всесоюзного Художественного производственного объединения им. Е.В.Вучетича. Отделом экспорта этого предприятия за период с 1977 по 1989 год было передано свыше 200 памятников меднолитой древнерусской пластики. К сожалению, происхождение предметов из этого источника как правило остается неизвестным, что значительно затрудняет их изучение. Крупным вкладом в собрание явилась покупка в 1976 году коллекции памятников (88 единиц) собранных в 1920-е – 1930-е годы академиком В.Н.Перетцем и принадлежавшей москвичке Ольге Николаевне Адриановой, племяннице академика. Происхождение этих предметов также пока неизвестно. Небольшая часть предметов (36 единиц) передана из других музеев страны (Музея истории религии и атеизма, Музеев Московского Кремля, Музея имени Андрея Рублева, Соловецкого школьного музея, Шенкурского краеведческого музея). Еще одна небольшая часть памятников получены от населения Соловков (предметы, найденные на территории поселка и монастыря при различных обстоятельствах – 3 ед.) и от населения других городов (25 ед.). Последнее поступление в коллекцию было в 1994 г., в последующие годы она не пополнялась.

   Коллекция меднолитой мелкой пластики Соловецкого музея еще недостаточно хорошо изучена, однако некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. В 1986 году с коллекцией ознакомилась Э.П. Винокурова – сотрудник Государственного Русского музея. Ею были выданы краткое заключение о составе коллекции, рекомендации по экспонированию и реставрации. На сегодняшний день описано 48 предметов, проводится дальнейшее изучение и систематизация предметов коллекции, в ближайшем будущем планируется издание каталога по Поморской группе медного литья.

   Большинство предметов поступало в фонд в удовлетворительном состоянии. Многие нуждались в очистке от загрязнений, удалении окислов. С 1974 года реставрацией предметов меднолитой пластики занимались сотрудники Соловецкого музея-заповедника, реставраторы М.П.Колосов и В.А.Шапошник. Ими отреставрировано 60 единиц коллекции, очищено от загрязнений большинство предметов.

   Предметно коллекция состоит из икон, складней, крестов. Преобладают иконы различных видов – 236 единиц. Затем складни (складные иконы) и их фрагменты (отдельные створки) – 126 единиц; и далее – кресты: аналойные, киотные, напрестольные, наперсные, тельники и др. – всего 113 единиц. Стилистический состав коллекции неоднороден, большую часть составляет северная поморская пластика и тяготеющая к ней (более 250 единиц). Далее следует центрально-русская группа (ок.60 единиц) и группа памятников со смешанными стилистическими признаками, памятники-одиночки и др.

   Наибольший интерес представляют предметы северного поморского литья, в особенности изделия старообрядческого мужского монастыря «Выговская поморская пустынь» и изготовленные по Выговским моделям. Выговские меднолитейные мастера впервые упоминаются в летописи И.Филиппова в связи с именем Соловецкого священноинока Пафнутия. Пафнутий пришел на Выг на рубеже XVII – XVIIIвв (до 1705г), прожил несколько лет в монастыре, затем его покинул. По данным, приводимым И.Филипповым, медню в монастыре построили в 1719 году, и уже в первой трети XVIII века здесь полностью оформилось производство крестов, складней, икон. Уровень технологии Выговского литья был очень высок. Изделия по качеству отливки, тщательной композиционной продуманности, единству стиля, украшенности эмалью ярко выделяются среди древнерусских произведений подобного рода.

   Одним из самых распространенных видов поморского литья является большой четырехстворчатый складень «Двунадесятые Праздники», автором иконографического состава которого, является один из устроителей пустыни Андрей Денисов. В раскрытом виде это целый иконостас, собранный из 20 икон- клейм, посвященных двунадесятым церковным праздникам и сюжетам поклонения чудотворным иконам Богоматери. На крышке складня – изображение восьмиконечного Голгофского креста на фоне града Иерусалима в обрамлении колонн и пышной растительности. В коллекции хранится 55 экземпляров памятника (9 из них полного состава, остальные – фрагментарно, в виде неполного комплекта или отдельных створок) разного времени и качества отливки. Более ранние по времени – безэмальные (КП 1061), позднее украшались эмалью (КП 264, 3961, 4549, 4550 и др). Среди них один складень с очень редкой иконографией крышки (КП 5762, ВХПО, 84г).

   Трехстворчатые складни разнообразны по содержанию и размерам. Довольно популярный и широко распространенный складень с изображением поясного Деисуса внутри створок, и Голгофского Креста на крышке. В коллекции такие складни трех размеров: большие, средние и малые, отличающиеся элементами иконографии и декоративного оформления внутренних створок и крышки (КП 2795, 4376, 95, 935, 4551, 1867-72, -76, 4991 и др.)

   Наиболее известен складень-триптих - девятифигурный «Деисус с Предстоящими»- один из самых характерных типов Выговской пластики. Собрание Соловецкого музея располагает раритетом такого вида памятника. Это правая створка одного из самых ранних (рубеж XVII – XVIIIв) вариантов складня, с замочком и шарнирным креплением створок ( а не торцевым, как стало позже). Отливка тонкая, легкая, очень качественная, безэмальная. С большой степенью вероятности можно предположить, что это изделие Выговской медницы.

   Малый двухстворчатый складень квадратного формата с изображением Ветхозаветной Троицы и Богоматери Знамение получил свое название – Поморская Панагия. В коллекции один памятник одного из ранних вариантов изделия (КП 759) и более поздней некачественной отливки (КП 7008).

   Поморские иконы отличаются богатой и разнообразной иконографией Христа, Богоматери, Праздников, изображений отдельных наиболее почитаемых святых и групп избранных святых. В коллекции музея все типы достаточно хорошо представлены. Особое внимание привлекают две иконы: святого мученика Андрея Стратилата (КП 349) и святого пророка Даниила (КП 371). Известны всего единицы таких отливок в частных коллекциях и музейных собраниях страны. Почти наверняка их можно отнести к изделиям Выговской медницы. Выпуск этих икон связан с именами первых основателей старообрядческой Выговской обители Андреем Денисовым и Данилой Викуловым, небесными покровителями которых являются святые Андрей Стратилат и пророк Даниил. Иконы могли быть отлиты для прославления Выговских старцев через их небесных патронов.

   Для поморских крестов характерны общие признаки: изображение Спаса Нерукотворного на верхнем конце креста, отсутствие титлы ИНЦИ, крест обязательно восьмиконечный, оборот гладкий или с растительным орнаментом. Иконографическая композиция двух типов:»Распятие» и «Распятие с Предстоящими». На поморском Кресте, как на живописной иконе, подробное до мелочей изображение сцены Распятия Христа, панорамы града Иерусалима, фигур Скорбящих. В музейном собрании представлены кресты обоих иконографических типов разного размера: большие и средние аналойные типа «Распятие» ( КП 2034, 954, 4546, 3935, 934, 4561…); киотные большие и малые типа «Распятие с Предстоящими» ( КП 4560, 375, 6374, 5718, 6208, 1612, 3956…); тельные (КП 169, 6229).

   Пластика центрально-русской группы представлена типичными образцами, достаточно часто встречающимися в частных коллекциях и музейных собраниях. Это: трехчастные створы большие и малые, с различными сюжетами в среднике, с изображением сцен Праздников или полуфигур избранных святых на боковых створках ( КП 3877, 5760, 1867-78, 1867-79, 3404, 3954, 1046…); иконы с навершием луковичной формы, часто в обрамлении херувимов на стержнях ( КП 3405, 341, 5135…); кресты различных типов- напрестольные, киотные, с текстом молитвы на обороте, кресты-иконы с клеймами Праздников и с венцом херувимов в навершии (КП 952, 3936, 2947, 3862, 5985, 3929…) .

   В коллекции хранится небольшое (22 ед.) собрание предметов с живописной эмалью (финифтью). Все они (за исключением 4 ед). переданы музею в разные годы из ВПХО им. Е.В.Вучетича, происхождение их неизвестно. Это иконки с изображением Богоматери и Спасителя, преподобных Сергия Радонежского, благоверного князя Александра Невского и других святых. Несколько предметов с изображением русских святых канонизированных в начале ХХ века : преп. Серафима Саровского ( КП 6394, 5153), Иоасафа Белгородского ( КП 6396), священномученика Ермогена, патриарха Московского ( КП 6392). Интерес представляют образки святых, особо почитавшихся на Русском Севере: Антония Сийского, Никодима Кожеезерского, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев- первоустроителей Соловецкого монастыря ( КП 6393, 7312, 7674). Известно, что Соловецкий монастырь заказывал образки из финифти для раздачи и продажи богомольцам. Большинство икон коллекции относится к предметам широкого сбыта. Живопись малохудожественная, отличается простотой и грубоватой наивностью; рамочки из недорогих медных сплавов, лишены орнаментации, изготовлены механическим путем – штамповкой.

Каталог